Или два урожая в год, или больше земли

За что в Польше завидуют Войцеху Мрозу и почему он не изменяет своей родовой, поставившей его на ноги профессиональной мечте – выращивать как можно больше свиней


Возможно, Войцех и встречался с Хрущевым в Манечках. Возможно. Но не за столом, конечно, переговоров, а так — в массовке, когда советский вождь приезжал в советскую почти Польшу и ему показывали образцовые сельхозпредприятия, активно выращивающие кукурузу. Манечки были из их числа. Будущего крупного землевладельца, с наследственной крестьянской жилкой, купившего впервые в 80-х пять гектаров земли у дяди, тогда, впрочем, не сильно интересовала кукуруза. Подростком у своего отца он сначала брал уроки, а затем и помогал ему в забое свиней, своих и соседских. С этого, собственно — с семейной бойни, и начался его успешный бизнес. Но позже, гораздо позже, где-то в конце 90-х. Сегодня он перерос в мощную агрофирму со своей землей, бойней, мясокомбинатом и еще тремя десятками входящих в нее предприятий, причем не только сельхозназначения.

На современном МТК в Александрувке

Судя по всему, Войцех Мроз, встречаясь после «Зеленой недели-2017» с белорусскими участниками европейского семинара, о Хрущеве вспомнил лишь для того, чтобы сравнить урожайность пшеницы — тех 60-х годов и сегодняшних: 20 центнеров и 90 соответственно. Та же кукуруза сейчас дает более 600 центнеров. Манечки же — первое сельхозпредприятие, которое Мроз купил для своей будущей аграрной империи. Сегодня в ней 10 тысяч гектаров земли, и только 2 тысячи из них — в аренде, все остальное — собственность руководителя агрофирмы.

— Земля здесь хорошая, щедрая, тем более что мы о ней постоянно заботимся. Помимо всего прочего, у нас много скота и, следовательно, много органики, — знакомил он белорусских коллег с опытом хозяйствования. — Но земли нам, увы, мало. Для такого поголовья, а мы ведь его все время наращиваем, надо минимум два урожая собирать, что в наших широтах невозможно. Значит, ставка — на землю! В воеводстве среднее фермерское хозяйство — 12 гектаров. Такова тенденция в Евросоюзе — на мелкие предприятия. А у нас 10 000! Все вокруг нам завидуют. И мало того, еще пытаются отнять…

Свое уже не отнимешь, а вот с арендой новое польское руководство зажимает откровенно. Такие крупные латифундисты, как Мроз, хотят арендовать землю у государства лет на тридцать, но им предлагают лишь на три. При этом в договор вносят обязательство: 30 процентов этой земли передать крестьянам. Словом, бесконечные дебаты наверху и смена курсов в стране негативно сказываются на хозяйственной и инвестиционной деятельности агрофирмы.

Войцех МРОЗ и председатель Белорусского крестьянского совета Алексей СКАКУН

Похоже, у неутомимого последние двадцать лет инициатора развития Мроза на этом фоне меркнет энтузиазм. Он так и заявил на нашей встрече: в июле вводим комбинат быстрого питания, достраиваем молочную ферму в Александрувке и прекращаем инвестиции. Я спросил: «Навсегда?» Что — закончились деньги, иссякли идеи, все достигнуто и некуда развиваться дальше? А как же его мечта о том, чтобы корова за восемь — десять лактаций давала по сто тонн молока?

ОКАЗЫВАЕТСЯ, я перепутал пессимизм с трезвым расчетом. Вовсе и не собирается сдаваться Мроз, тем более что (не забудем) у него это семейный бизнес, дети уже в деле, и надежда явная на то, что его подхватят внуки. По крайней мере, на встречу Войцех пришел с одним из них — Патриком, который знает русский язык и неплохо разбирается в озимых смесях, предшественниках кукурузы. Как-то мне приходилось писать о том, что «польский председатель» намного хитрее и умнее любого варшавского и брюссельского чиновника. Именно поэтому его вроде бы одна большая фирма разбита на несколько десятков мелких — по сути, каждая ферма, не говоря о комбинатах, агроусадьбах и автосалонах, имеет свою печать. На всякий случай, чтобы не упрекали в склонности к крупным предприятиям, что многим европейским демократам напоминает былую, советскую Польшу.

Есть куда стремиться еще агрофирме Мроза! Помните: его фамильный бренд — свиноводство. И Войцех не преминул напомнить об этом, отвечая на мои вопросы. Его мечта — выращивать 500 тысяч свиней, построить еще несколько биогазовых установок, чтобы рационально утилизировать все отходы. Даже надоить сто тонн от коровы — задача тяжелая, но реальная. К тому же в стаде уже есть несколько рекордисток, достигших за более короткий век таких феноменальных показателей. Так что дело за малым…

А инвестировать куда? Почему бы и не в совместные польско-белорусские предприятия! Наконец-то Мроз заговорил об этом как о реальном деле. Я несколько лет, на протяжении которых доводилось посещать агрофирму, подводил его к этому ответу. Тем более что сегодня активизировались наши контакты с Польшей на самом высоком уровне. Может быть, первой ласточкой станет сотрудничество с верхнедвинским ОАО «Шайтерово». Участвующий в семинаре его директор Михаил Гумненков провел первые переговоры с Мрозом и получил предварительное согласие.

По мнению Мроза, белорусский АПК, за которым он следит, и так неплохо развивается. Но замыкаться на внутренних резервах ни в коем случае нельзя, это тупик. Надо ездить по миру, изучать опыт, учиться на чужих ошибках, чтобы меньше совершать своих. Так, собственно, всегда поступает он сам. Еще на заре развития своего бизнеса Войцех познакомился с партнером, у которого самый большой мясокомбинат во Франции. Работая на доверии, мрозовцы покупали у него свинину, платили за нее через месяц-два, а зарабатывали на разнице продажных цен. Для начала тоже бизнес! Именно оттуда они привезли много бэушной, но надежной и недорогой сельхозтехники…

И сегодня он и его люди активно мотаются по планете, чтобы привезти домой все самое передовое — от новозеландской соски для выпойки телят до супертехнологий в земледелии и животноводстве. В среднем в год инвестируют в развитие по 20 миллионов евро. Все объекты строят сами, есть свой бетонный завод. Одно ското-место в 8 квадратных метров обходится в тысячу евро, это не считая инфраструктуры — доильных залов и прочего. Животноводство представлено дойным стадом, откормом и свиньями. И здесь у них, как я уже писал, феноменальные результаты. Что касается земледелия…

Все вместе (на переднем плане внук Патрик, Войцех МРОЗ и заместитель председателя Белорусского крестьянского совета Леонид МАТУСЕВИЧ) смотрим фильм об агрофирме

По нашей просьбе Мроз разложил всю структуру пашни. На 400 гектарах в 2016 году сахарная свекла дала по 80 тонн с гектара. Кстати, в Европе за нее большие доплаты. Большинство зерновых культур — семенные, это выгоднее: 140 гектаров пшеница, 500—600 — тритикале, столько же — ячмень, 2,5 тысячи гектаров отведено под кукурузу, 1,5 тысячи — под рапс. Не очень, правда, радует пока его урожайность, заметил Мроз, всего 30—40 центнеров с гектара, что вызвало легкий смех в зале: дескать, нам бы такие недоборы… Что еще? 600 гектаров люцерны, немного сои, люпина. И вот еще что особенно заинтересовало наших руководителей и агрономов: после уборки осенью сеют спецсмеси, которые убирают перед кукурузой. Что за они? И тут понадобилась помощь внука Патрика, так как дед впервые затруднился ответить. Вика озимая, рожь — словом, хорошие предшественники.

Сколько же человек трудится в этом почти европейском «колхозе»? 1400 наемных работников, 500 из которых заняты на бойне в Германии. Больной для нас вопрос: проблема кадров. Есть она и у Мроза. Поэтому активно нанимают украинцев. Строят им жилье, оплата труда — почасовая — одинаковая с поляками. За десять лет возвели 120 квартир. Все платят за жилье по 1,5 евро за «квадрат». За создание новых рабочих мест государство серьезно доплачивает. Скажем, строят скотобойный завод (сейчас забивают по 450 тысяч свиней в год, а будут — до 700 тысяч) — получили 2 миллиона евро. В среднем на гектар на счет агрофирмы приходится по 250 евро доплат.

В ЗАВЕРШЕНИЕ встречи заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Татьяна Морозова как экономист спросила Войцеха Мроза: «Что самое выгодное в вашем агробизнесе?» Невыгодного ничего не делаем, примерно так ответил польский коллега. Все должно приносить хотя бы минимальный доход. Даже с учетом колебаний цен на продукцию сельского хозяйства на еврорынках на земле убыточной работы нет. Если делать свое дело по-настоящему, по-хозяйски. И если, что очень важно было нам услышать, у тебя не клочок земли, а крупное многопрофильное производство, желательно замкнутого цикла.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА «ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

Сергей ЛЕНКЕВИЧ, директор КСУП «Красный боец» Кировского района:

— Первый раз был на «Зеленой неделе». Хотелось больше узнать о европейском опыте в свиноводстве, но информации было маловато. Поразило у Мроза все, что касается выращивания телят. Понравились дешевые навесы для скота. Животные почти все время на свежем воздухе, хотя у нас бывают морозы до 30 градусов. И у нас неплохие доильные залы. Интересен польский опыт по свиноводству, сам руководитель, видно, этим увлечен. Мы тоже, как и он, хотим более высокие закупочные цены на свинину. У нас комплекс на 8300 голов, он уже устарел, нужны модернизация, инвестиции.

Валентина ЦЫРКУНОВА, директор ОАО «Молочные горки» Горецкого района:

— На «Зеленой неделе» тоже впервые. Впечатляет. Немного мешал языковой барьер. Но лучше один раз увидеть. Сыры на выставке, мягкие с плесенью, заинтересовали. Мы делаем твердые сыры, а мягкие – в перспективе. Посетили молочный завод у Мроза. Примерно такое количество молока перерабатывается, как у нас, даже у нас больше – до 200 тонн в день. Высокий уровень автоматизации, лабораторная объективная оценка качества. Нашему заводу в этом году – 100 лет. Мы гораздо старше, но модернизация и у нас не отстает. В Россию продукция идет без возвратов. Контроль за качеством у нас безупречный. Поставки России сильно подстегивают в этом отношении. Поставляем туда примерно 65 процентов объемов. Есть в Минске торговый дом «Молочные горки», наша продукция представлена по всей  Беларуси.

Владимир БУЛАЙ,  директор ОАО «Кленовичи» Крупского района:

— После знакомства с объектами животноводства в агрофирме Мроза постараюсь внедрить в хозяйстве еще более эффективные пути снижения затрат. Кроме того, очень заинтересовали варианты реконструкции животноводческих объектов: недорого и результативно. Так же как и сами технологии содержания животных. Есть и у нас сельхозпредприятия, где есть чему поучиться в этом плане. Прав мой коллега Войцех Мроз: специалистам надо не уставать учиться чужому передовому опыту и делать это везде и всегда.

Минск — Варшава — Берлин — Дольск — Минск

Фото автора

От «СГ»

Большая группа руководителей и специалистов  АПК  участвовала в учебе-семинаре в Польше и Германии «Европейские стандарты в сельском хозяйстве», организованном Белорусским крестьянским советом. Группа два дня знакомилась с экспонатами Всемирной выставки «Зеленая неделя-2017» в Берлине, посетила целый ряд сельхозпредприятий, провела важные встречи с неправительственными организациями двух стран. В составе делегации – и главный редактор «СГ», член правления Белорусского крестьянского совета (см. его публикации  в «СГ» за 31.01.17 г.,  9.02.17 г., 14.02.17г.).
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter