Их “звездочки” сидят за партами.

Министерство образования Беларуси предлагает освободить учителей-мужчин от воинской службы. Это только одно из предложений, прозвучавших на недавней итоговой коллегии министерства в докладе первого заместителя министра образования Александра ЖУКА. Какие еще нововведения ожидают наши детские сады, школы, колледжи и вузы?

Министерство образования Беларуси предлагает освободить учителей-мужчин от воинской службы.

Это только одно из предложений, прозвучавших на недавней итоговой коллегии министерства в докладе первого заместителя министра образования Александра ЖУКА. Какие еще нововведения ожидают наши детские сады, школы, колледжи и вузы?

Воспитателей просят остаться

До конца 2015 года в Беларуси планируется построить 135 детских дошкольных учреждений. Кроме того, Министерство образования намерено всячески поддерживать новые, востребованные у родителей формы пребывания детей в дошкольных учреждениях — группы временного пребывания и частные детские сады.
В дошкольных учреждениях не хватает 1600 квалифицированных специалистов, причем речь не только о воспитателях, но и о помощниках воспитателя, медицинских сестрах, другом персонале. Заместитель министра предлагает повышать престиж труда в детском саду путем сокращения продолжительности рабочей недели и удлинения отпуска. Но планку требований к педагогам обещает держать на еще более высоком уровне.

Прощай, оружие!

Сегодня 85 процентов школьных педагогов — женщины. Чтобы привлечь в классы и мастерские мужчин, Александр Жук  считает необходимым разработать и внести в правительство предложения об освобождении от воинской службы молодых педагогов — конечно, при условии, что они останутся в профессии до окончания призывного возраста. А также рассмотреть вопрос о льготной “педагогической” очереди на получение жилья,  кредитовании строительства и других мерах социальной поддержки.

Предприниматели пока без аттестатов

По мнению заместителя министра, школа должна создать условия для обучения всех учеников азам экономики и предпринимательства. Еще в 2000 году в Беларуси был разработан соответствующий факультативный курс. Сейчас этот предмет изучают всего около 12 тысяч человек.
— Курс следует обновить, взяв на вооружение опыт Российской Федерации, — считает Александр Жук. — В соседней стране подготовлено пять подобных программ, рассчитанных на курс от 34 до 170 часов.

Шпаргалки опасны для владельца

Со следующего лета студенты будут сдавать экзамены только письменно и только комиссиям. Это одна из предложенных Министерством образования мер по совершенствованию качества оценивания.
— Отдельная проблема — списывание, — заметил Александр Жук. — Во время аттестационных мероприятий оно должно рассматриваться как грубое нарушение правил внутреннего распорядка или дисциплинарный проступок. В соответствии с Кодексом об образовании нарушитель может быть наказан, при повторном нарушении — отчислен.

Заочно не значит “вполглаза”

Департамент контроля качества Министерства образования сделал контрольные срезы знаний у студентов 5—6-го курсов наиболее популярных специальностей. Молодым людям было предложено 20 вопросов, для положительной отметки достаточно было дать 12 верных ответов. Но лишь 43 процента заочников справились с этой задачей!
— Необходимо вернуться к изначальному смыслу заочной формы обучения — учеба без отрыва от производства, — считает Александр Жук. — Должны также соблюдаться разумные пропорции: заочники могут составлять не более 30—40 процентов студентов.

Дающего ударят по рукам

В 2010 году в системе образования отмечено 308 случаев взяточничества.
— Те, кто дал взятку, а затем заявил об этом, освобождаются от уголовной ответственности, но в ряде случаев мы можем применять меры дисциплинарной ответственности, — считает Александр Жук. — Если группа собирает преподавателю деньги за зачет, это грубое нарушение устава внутреннего распорядка. Исключим одну группу — остальные подумают прежде чем “сбрасываться”.

Наука дойдет до каждого

Привлекать молодежь в науку Министерство образования планирует путем развития инновационной деятельности и создания при вузах инновационных структур, технопарков, бизнес-инкубаторов.
— В Беларуси 100 студенческих научных лабораторий, но только в восьми вузах, — напомнил Александр Жук. — Мы считаем, что все вузы, в том числе негосударственные, должны создавать студенческие научные лаборатории. Это касается не только технических вузов, но и гуманитарных, в том числе негосударственных.

Иностранцам — по стипендии

Развивать экспорт образовательных услуг Александр Жук предлагает нетрадиционными методами: например, выделить 50—100 стипендий для иностранных студентов.
Беларусь учится: свыше 9 тысяч учреждений образования обучают и воспитывают более 2 миллионов детей и молодых людей, то есть пятую часть населения страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter