Их знали в лицо

Дети-киноактеры: как и у обычных ребят, их взрослая жизнь сложилась по-разному Расхожая фраза гласит: в кино лучше всех играют дети и животные.
Дети-киноактеры: как и у обычных ребят, их взрослая жизнь сложилась по-разному

Расхожая фраза гласит: в кино лучше всех играют дети и животные. Они так

естественны, органичны и обаятельны, что на их фоне взрослым актерам бывает нелегко. А слава юных талантов подчас превосходит популярность маститых звезд. Но ранний успех - не всегда залог дальнейшего процветания. Порой жизнь, вот только осыпавшая подарками, вдруг отворачивается от своего любимца, обрушивая на его голову все возможные и невозможные испытания. А то и вовсе выставляет за оказанные милости баснословный счет.

По прозвищу "Шеф"

Фильмы "Кортик" и "Бронзовая птица" в 70-х гг. стояли на вершине хит-парада. Дети не уставали смотреть их снова и снова. Главного героя, пионера Мишу Полякова, роль которого исполнил Сергей Шевкуненко, буквально засыпали письмами. С ним хотели встречаться, дружить, переписываться.

Сергей родился 20 ноября 1959 года. Его отец, Юрий Александрович, был директором Второго творческого объединения киностудии "Мосфильм". Здесь же работала и Полина Васильевна, мама Сергея.

В 1963 г. Юрий Александрович скончался от рака. На руках Полины Васильевны остались дочь и сын.

После потери кормильца семья начала сильно нуждаться. Выручил режиссер Эльдар Рязанов, который помог вдове вернуться на родную киностудию. И "Мосфильм" стал вторым домом для ее сына.

В 1973 г. на телевидении было принято решение о съемках трехсерийного фильма "Кортик" по одноименной повести Анатолия Рыбакова. Попал на пробы и Сергей Шевкуненко. И был утвержден на главную роль лично самим Рыбаковым.

Сыграл 13-летний Сергей, по утверждению специалистов, отменно. Идейный, правильный пионер Миша запомнился зрителям. Сериал решили продолжить. И в 1975 г. на экраны вышли три серии фильма "Бронзовая птица".

Талант юного артиста оценили многие режиссеры. Сергею посыпались предложения. На одном дыхании он снялся в фильме "Пропавшая экспедиция". Впереди маячило заманчивое будущее. Но...

Все рухнуло в одно мгновение. 28 марта 1976 г., распив с другом бутылку портвейна, Шевкуненко возвращался домой. Увидел гражданина, выгуливавшего овчарку. У Сергея с собаками были особые отношения. Почему-то представители даже самых свирепых пород его не кусали. Он спокойно подошел к незнакомому псу и потрепал его по морде. Хозяину сие не понравилось, и последовала команда "фас". Разобиженный Сергей дал сдачи. Не собаке. Хозяину.

Гагаринский суд столицы квалифицировал действия С.Шевкуненко по статье 206 часть II и за "хулиганство с особой дерзостью и жестокостью" приговорил юного артиста к одному году лишения свободы.

Первый свой срок Сергей отсидел полностью (как и все последующие). Получив в колонии среднее образование, на свободе устроился работать осветителем на родной "Мосфильм". Здесь и совершил в 1978 г. второе, не менее глупое, преступление. Плата за экспроприацию из мосфильмовского буфета обычной закуски, которой не хватило подвыпившей компании, - 4 года заключения.

В те времена две судимости - приговор на всю оставшуюся жизнь.

На свободе Шевкуненко, ставший к тому времени Шефом, погулял всего несколько месяцев. В 1982 г. его арестовали за кражу и хранение наркотиков. И хотя кражу доказать так и не удалось (весь суд основывался на показаниях одного человека), по совокупности двух статей Шеф получил 4,5 года. Это было самое тяжелое и мучительное заключение. На "зоне" Сергей заболел туберкулезом в открытой форме. В отчаянии Полина Васильевна написала письмо Раисе Горбачевой с просьбой походатайствовать о досрочном освобождении Сергея. Ответа так и не дождалась. Более того, в колонии Шевкуненко получил "довесок". Как рассказали бывшие заключенные, за несколько месяцев до окончания срока оперативник предъявил Шефу ультиматум: либо работаешь на администрацию, либо набавляем срок за что-нибудь, и со своим туберкулезом здесь сдохнешь. Сергей отказался и получил 1,5 года за неподчинение лагерному начальству и неоднократные нарушения режима.

Освободился Шеф инвалидом II группы. В Москве не прописывали. Пришлось жить в Смоленске. Вернее, выживать: больше года Шевкуненко фактически не вылезал из больницы, стараясь вырваться из туберкулезного капкана.

В 1989 г. женился. Но семейная жизнь длилась недолго. В этом же году он снова сел. 2 декабря в дом к Шефу нагрянули с обыском, в ходе которого был изъят пистолет. Как рассказала Елена, супруга С.Шевкуненко: "Днем пришел человек и передал пакет для Сергея. Я и взяла. Муж пришел домой, а через десять минут нагрянули с обыском. А в пакете - пистолет".

Приговор суда - 1 год. Отпечатков пальцев Шевкуненко на оружии не обнаружили.

Отсидев за "незаконное хранение оружия", С.Шевкуненко через 49 дней вновь был арестован. Знакомый попросил определить подлинность икон, которые собирался купить. Во время искусствоведческой экспертизы его взяли. Иконы оказались ворованными. Самого похитителя, обчистившего церковь, так и не нашли. Что же касается Шевкуненко, то суд несколько раз отправлял его дело на доследование. В конце концов дали минимальный для такой статьи срок - 3 года.

Кличка Шеф очень точно отражала характер Шевкуненко. Он был настоящим лидером, потрясающим организатором, человеком с очень сильным характером. Несмотря на 6 судимостей, он абсолютно не был похож на зэка в традиционном понимании. Не делал пальцы веером, не носил золотых цепей на красном пиджаке. Зато заметно выделялся своей образованностью и умом, причем не только среди уголовников.

Выйдя на волю, Шевкуненко занялся бизнесом. В короткий срок Шеф сколотил "бригаду", которая стала контролировать ряд точек в районе Мосфильмовской улицы.

Но там, где пахнет большими деньгами, непременно время от времени происходят "разборки" даже среди друзей.

11 февраля 1995 г. примерно в 23.30 Шеф подъехал к своему дому N 3 на улице Пудовкина. Отпустил охрану. И шагнул в дверной проем навстречу гибели.

...Первая пуля попала Шевкуненко в живот. Вторая - в открывшиеся двери лифта. По рассказам соседей, они услышали крик: "Стой, падла! Все равно убью!" Шеф мог спастись, если бы не роковая ошибка. Заскочив в квартиру, Сергей, вероятно от болевого шока, забыл вынуть ключи. Убийца начал открывать замок. На шум выбежала 76-летняя Полина Васильевна. Она сразу поняла, что происходит, и попыталась помешать преступнику войти в квартиру. Но силы были неравны.

Убийце удалось приоткрыть дверь, и он дважды выстрелил. Пули попали Полине Васильевне в голову. Смерть наступила мгновенно.

Увидев смерть матери, Шевкуненко закричал на весь дом: "Что вы делаете, суки! Что вы делаете..." Но помощи ждать было неоткуда.

Шефа добили тремя выстрелами в голову. Так закончилась жизнь человека, когда-то подававшего большие артистические надежды.

"Съемки "Электроника" были лучшими годами в нашей жизни"

В начале 1979 года Одесская киностудия объявила всесоюзный розыск. Для съемок кинофильма "Приключения Электроника" искали двух мальчиков-близнецов. Они должны были уметь буквально все. Начиная с игры на гитаре и заканчивая вождением мопеда. Искали везде: в самой Одессе, в Киеве, по республикам и областям СССР. И наконец - находка. В московской школе N 23 учились братья Владимир и Юрий Торсуевы, которые и пели, и плясали, и играли на гитаре, и гоняли на мопеде. Сыграв в фильме главных героев, они надолго стали недоступной мечтой для многих девчонок. Володя и Юра имели такую популярность, что ежедневно получали до 40 писем. А родителям регулярно приходилось менять номер домашнего телефона.

В настоящее время братья Торсуевы с миром кино никак не связаны.

Умерли Владимир Басов, игравший Шефа, Николай Гринько, игравший профессора. Гусев - актер Вася Скромный, 15-летний одесский хулиган, которого тоже совершенно случайно нашли в одной из местных школ, окончил театральную школу и снялся в одном или двух фильмах.

"Я женился на девушке, которая не догадывалась, что я актер..."

Иннокентий Сичкарь начал свою актерскую карьеру с роли ангелочка в фильме режиссера-сказочника Вадима Бычкова "Осенний подарок фей". И было тогда златокудрому ангелочку ни много ни мало, а всего лишь полтора года. Сам процесс съемок юному артисту не запомнился, он восстанавливал его потом по рассказам отца - актера Владимира Сичкаря и матери - главного диспетчера киностудии. В возрасте трех лет Иннокентий снялся в фильме "Юрка - сын командира". Его типаж понравился. Да и перед камерой мальчик держался очень уверенно, не ведая ни скованности, ни смущения. Иннокентия стали снимать много и часто. Сценарий детского сериала о приключениях Кешки ("Кешка и спецназ", "Кешка и бизнес", "Кешка и инопланетяне") режиссера Бориса Берзнера писали уже специально под 12-летнего Иннокентия Сичкаря.

- Иннокентий, будучи ребенком, вы воспринимали киносъемки как игру, развлечение? - задаю ему вопрос.

- Нет, никогда. Я понимал, что это работа. Видел, сколько сил и энергии вкладывают серьезные, взрослые люди для того, чтобы ты в течение 15 секунд появился на экране.

- Школу часто пропускали?

- Постоянно. В четверти мне удавалось поучиться в лучшем случае неделю. Из-за этого у меня случались проблемы с учителями. Многие из них действительно считали, что я прогуливаю занятия, развлекаясь на киностудии, да еще и получаю за это деньги. А вот друзья меня уважали, и у нас было обычное общение.

- Как с вами, ребенком, работали режиссеры? Вкладывали в вас жесты и мимику или давали возможность играть самого себя?

- Отец говорил мне, что на съемочной площадке ты не играешь, а существуешь. Представляешь, что бы ты делал, будучи этим человеком. К примеру, в фильме Дмитрия Астрахана "Зал ожидания" играл воспитанника детдома Володю Капитонова. На протяжении 2 месяцев до начала съемок я пытался ощутить себя сиротой. Бродил по улицам, внушая себе, что у меня нет дома, родных, что меня никто не ждет.

- Получилось?

- Возымело свое действие. К тому же мне очень помогли актеры, занятые со мной в одной сцене. Вячеслав Тихонов, игравший директора детдома, вне площадки постоянно думал о чем-то своем, рассеянно бродил, казалось без всякой цели, но лишь только звучала команда: "Начали! Мотор!" - он моментально преображался, молодел, у него загорались глаза. Я смотрел на него и понимал, что это не Тихонов, что передо мной директор детского дома. А кто же тогда я? Я - Володя Капитонов, мальчик-сирота. Если ты веришь партнеру, партнер верит тебе.

- Какую роль "приложить" к себе было труднее всего?

- В сериале "Закон" у меня была роль вора, отбывающего срок в тюрьме. Финальная сцена - повешение. Фильм снимали на "Володарке", в настоящей камере, обитателей которой вывели на прогулку. Ощущать царившую там атмосферу было жутко страшно. По сцене я должен был упасть на пол на какие-то вещи. И я вдруг понял, что эти предметы действительно принадлежат заключенным, которые наверняка проведут в этих стенах еще много лет.

- В рекламе сниматься легче, чем в кино?

- Скучнее. 15-секундный рекламный ролик снимается 1 - 2 дня. Делается 30 - 40 дублей, из которых затем выбирается наилучший. Другими словами, ты совершаешь положенный жест, и его снимают сначала с одной точки, потом с другой, с третьей и так далее, ты же делаешь одно и то же.

- Если бы ваши родители не были связаны с кино, кем бы вы тогда стали?

- Я себя не ощущаю вне творчества, созидания, поиска. Окончил Белорусскую академию искусств по специальности режиссер телевидения. Сейчас работаю над детской развлекательной передачей "Пять чудес". При работе с ребятами вспоминаю, как работали со мной. Это очень помогает. А еще будит ностальгию.

- Что вы посоветуете родителям, которые хотят, чтобы их дети попали на телевидение?

- Как режиссер говорю: приводите к нам детей. Из сотни мы выберем двоих, но самых достойных. Как актер могу сказать, что вашим детям будет очень трудно. Начнутся проблемы в школе и дома. И еще задумайтесь, готовы ли вы к славе? Когда вас начинают узнавать на улице, это льстит лишь первые несколько месяцев. Потом начинает безумно раздражать, выводить из себя, напрягать. Я понимаю, что профессия актера без этого невозможна. Да и сам актер работает на то, чтобы его узнавали. Но это действительно проблема.

- Разве?

- Люди разные бывают. Некоторым достаточно просто улыбнуться тебе, попросить автограф. Но есть и такие, которые будут тыкать пальцем, хлопать по плечу и полчаса объяснять всему автобусу, кто ты такой. Бывали ситуации, когда на улице ко мне подходили с такими словами: "В кино снимаешься? Думаешь, самый крутой? Ну давай, снимай куртку, сейчас глянем, какой ты крутой..."

Хватало проблем и с девушками. Во мне часто видели лишь актера, с которым выгодно показаться, "засветиться". Скажу честно, первая девушка, не подозревающая, что я где-то когда-то снимался, стала моей женой.



А как сложилась судьба других юных актеров?

Алиса Селезнева из "Гостьи из будущего" - она же Наталья Гусева - стала биотехнологом, Денис Кораблев, роль которого сыграл минский школьник Владимир Станкевич, - сейчас композитор и певец, Буратино - наш земляк Дмитрий Иосифов - в настоящее время один из режиссеров передачи "Последний герой".

И вас вылечат. И меня вылечат

Вы видели рекламный ролик "Школы актерского мастерства Натальи Крачковской", призывающий родителей дать своему ребенку шанс стать телезвездой? По сообщению "Комсомольской правды", эта школа не что иное, как очередная контора по выбиванию денег из кошельков чадолюбивых мам и пап.

События происходят следующим образом. После кастинг-просмотра родителям звонит менеджер и вовсю расхваливает дарования дитяти, не уставая подчеркивать: "Его Крачковская отобрала лично". Далее настоятельно рекомендуется привести ребенка в школу, плата за обучение в которой составляет каких-то 1.300 долларов в год. На этом финансовые вложения не заканчиваются, можно даже сказать, что они только начинаются. К примеру, портфолио (альбом с фотографиями) в школе Крачковской стоит от 500 до 1.000 долларов (общепринятая цена около 300). Уроки проводятся лишь по субботам и воскресеньям всего по 1,5 часа. Сама Крачковская на занятиях не появляется и никакой мастер-класс не ведет. Но самое главное, что дети из школы, пройдя обучение и честно заплатив за все про все, не снимаются ни в кино, ни в рекламе, ни в детских передачах. Они вообще нигде не снимаются...

Выводы из всего этого каждый должен сделать сам.

"Должна сказать вам честно: дети заболевают кино"

Хотите, чтобы ваш ребенок попал на телеэкран? Он ведь красивый, умный, талантливый, а главное - такой обаятельный! Попробуйте заговорить с ним о кино, и чадо начнет радостно подпрыгивать: хочу-хочу-хочу!

- Тут следует задать вопрос: а чего именно? - начала нашу беседу Валентина Белько, начальник актерского отдела киностудии "Беларусьфильм". - Увидеть себя по телевизору? Тогда есть замечательный выход: просим папу достать из шкафа (принести с работы, взять у соседа) видеокамеру - и вот ваше дитя уже на цветном экране. Похвастаться перед другими? Думаю, тешить свое самолюбие таким образом не стоит. Кино - это искусство, съемки - трудная работа. И относиться к этому процессу нужно серьезно.

- Значит, детей к вам на киностудию не приводить?!

- Приводить! А заодно прихватить с собой качественные студийные фотографии. Я, в свою очередь, сниму ребенка на камеру, запечатлев его пластику и эмоции. На актерский учет принимаются все желающие. И родители, хорошие родители, должны предоставить детям возможность попробовать себя в разных областях, в том числе и в кино, а уж потом ориентировать на какую-то одну профессию. Важно учесть следующее: есть дети, способные к работе в кино, и есть дети с актерским талантом. Талантливые актеры работают в театре. Но на сцене свои законы, там важны рост, фактура и постановка голоса. Кино - это другое, оно - как большая лупа, которая рассматривает вас внимательно и по частям, передавая мимику, движения уголков губ, выражение глаз. Разве в театре увидишь глаза актера? А в кино они едва ли не самое главное. По глазам видно, есть ли у человека личностный потенциал и в чем он заключается. Личность на экране всегда интересна, независимо от того, профессиональный перед нами артист или нет. Дети покоряют своей живостью, непосредственностью и обаянием.

- Для детей киносъемка - это игра в сказку?

- И для взрослых в какой-то степени тоже. Мне 53 года, из них 32 я посвятила кино, но оно до сих пор остается для меня иной реальностью, той же сказкой. У киношников есть такая поговорка: из кино, как из торговли, сами не уходят. Не знаю, как насчет торговли, а к кино привыкаешь и не можешь без него обходиться. И дети играют в свою сказку. Только она не всегда похожа на новогодний утренник. Эта работа бывает скучной, нудной, утомительной. В таких случаях мы призываем детей к терпению. Условия тоже бывают разные. Снимают ведь и в мороз, и под дождем. А в павильонах часто бывает холодно - высокое помещение трудно обогреть.

- Вы приводили на киностудию своих детей?

- Моя внучка снималась в рекламе и клипах. Я предоставила ей такую возможность. И убеждала не хвастаться: "Ты снималась, но, возможно, другие дети справились бы не хуже тебя". Сейчас она меня постоянно спрашивает: "Бабушка, ну что же ты меня больше не берешь в кино?" Я отвечаю, что для нее нет подходящих ролей, а сниматься не в "своей" роли без навыков и способностей нельзя. Я считаю, что приходить в кино надо с желанием кого-то сыграть, соприкоснуться с другими судьбами, характерами, эмоциями, чужой жизнью. И никак иначе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter