Источник: Знамя юности
Знамя юности

Мобильные приложения и интерактивные игры – что молодые новаторы представили на «ТИБО-2023»

Их стихия – IT

«Минск-Арена» на этой неделе стала площадкой, где сосредоточены главные достижения IT-сферы. Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2023» объединил десятки компаний, стремящихся сделать окружающий мир еще более современным с цифровой точки зрения. Схожие мотивы и у участников республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси». Восемь авторов получили возможность презентовать свои ноу-хау посетителям выставки, в числе которых оказались и корреспонденты «Знаменки».

Просто космос

Последние несколько месяцев для учащегося средней школы № 6 Слуцка Ильи Юшкевича оказались богатыми на события. В феврале он приезжал на гранд-финал республиканского проекта «100 идей для Беларуси», а в апреле снова оказался в Минске, уже на «ТИБО-2023». Готовясь к выставке, Илья учел уроки прошлого: разработал и распечатал визитки, привез презентационные буклеты и проморолик проекта – интерактивной игры «Изучаем космос». Опыт участия в «100 идей для Беларуси» оказался для учащегося очень полезным:


– Для меня это был первый серьезный конкурс. Послушал, как другие ребята представляли свои разработки, запомнил, какие советы давали им эксперты. С финала вернулся немного расстроенным (все-таки хотелось привезти диплом победителя), но мотивированным. С одноклассником уже занялись проектом для следующего сезона «100 идей для Беларуси». Уверен, конкурентам не оставим шансов.

В феврале многие гости выставки работ гранд-финалистов с интересом играли в «Изучай космос». Посетителям «ТИБО-2023» Илья также предоставил возможность протестировать его разработку и отправиться в увлекательное путешествие по Солнечной систе­ме.

Считать эмоцию на раз-два

У стола учащегося лицея № 1 имени академика Ю. М. Островского Гродно Сергея Орсика собралось много посетителей. Им любопытно, как работает система EmotionIQ, предназначенная для анализа эмоционального состояния пользователей. Сергей поясняет:


– Камера делает снимок человека у монитора. Далее изображение попадает в нейронную сеть, где хранятся тысячи снимков людей в разном настроении. Обнаруживая сходства, программа делает вывод, что юзер грустит, злится или боится. На данный момент система считывает семь эмоций.

Пока учащийся говорит, то и дело обращаю внимание на экран: интересно же, какие чувства увидела программа на моем лице. За пять минут – весь спектр: от удивления до счастья.

В планах улучшить систему, внедрить новый алгоритм нейронной сети и выйти на широкий рынок информационных услуг, – добавляет Сергей.

Спасибо за идею, папа

Учащейся гимназии № 4 Витебска Елене Свириденко для демонстрации разработок не нужно много места и специальное оборудование – достаточно смартфона с выходом в интернет. Два года назад она создала мобильное приложение, которое позволяет дальнобойщикам вести учет дней пребывания в Шенгенской зоне, а в 2022-м задумалась об еще одном, предназначенном для фиксирования маршрута, пробега по нему, расчета примерного заработка, исходя из оплаты за километр:


– На эти идеи натолкнул папа: он работает в области грузоперевозок. Оба приложения выпущены для операционной системы Android. В будущем планирую добавить в проект карты с местами, где транзитные дальнобойщики могут остановиться для отдыха и приема пищи на территории нашей страны.

Пользуются ли программы спросом? Для ответа на вопрос Лена демонстрирует количество скачиваний:

– Одну установили около 470 человек, оценка пользователей – 4,8. Для меня это очень хорошие показатели.

Все как в реальной жизни

Курсант Университета гражданской защиты МЧС и победитель 11-го сезона «100 идей для Беларуси» Игорь Гусаров включает большой монитор и запускает программу, необходимую для его проекта – тренажера для подготовки спасателей-пожарных с имитацией эффектов физических воздействий в условиях виртуальной реальности VERS. Надев специальный костюм и очки, пользователь оказывается в квартире. Его задачи – спасти пострадавших и ликвидировать возгорание, описывает ситуацию Игорь:


– Костюм позволяет добиться максимального эффекта присутствия: когда вплотную приближаешься к пламени, он нагревается; если начнешь тушить горящий телевизор, подключенный к сети, ощутишь удар током – все как в реальной жизни, только в целях безопасности заряд значительно меньше.

Облегающий комбинезон черного цвета заинтересовал посетителей: подобные многие видели только на героях в боевиках, а здесь – вживую, да еще и потрогать можно. Без внимания ноу-хау Игоря не осталось и в Университете гражданской защиты МЧС: с нынешнего учебного года тренажер используют в образовательных целях. Особенно полезна разработка для первокурсников, которые получают возможность прокачать в виртуальном пространстве полученные навыки, продолжает автор:

– Костюм оснащен датчиками, фиксирующими частоту сердечных сокращений. После прохождения симуляции преподаватель видит, в какие моменты курсант испытывал наибольшие переживания.

На создание тренажера у Игоря ушло около двух лет. Работа продолжается и теперь, говорит четверокурсник:

– Сейчас симуляции может проходить только один человек, но на настоящем пожаре в одиночку спасатели не рабо­тают – задействована команда. Хочу заняться мультиплеерной версией: она даст возможность нескольким учащимся участвовать в процессе. Также в планах покупка перчаток с обратной тактильной связью. Зачем они нужны? Объясню на примере. Курсанту необходимо потушить возгорание. В реальности перед ним стоит огнетушитель, но без наполнителя, а в виртуальном мире муляж вполне себе настоящий. Перчатки позволяют его взять, выдернуть чеку, направить шланг на источник и нажать на рычаг.

shestakevich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter