Их называли остарбайтерами

Бывший узник концлагеря написал книгу
Бывший узник концлагеря написал книгу

Житель Марьиной Горки Николай Александрович Гурин — из поколения детей войны. Когда линия фронта подошла к родной деревне Катовицы, что неподалеку от Ленинграда, мальчишке шел десятый год. Дом, в котором жили мать и трое сыновей Гуриных, так и остался на передовой. Из окон, смотревших на реку Волхов, были отчетливо видны позиции наших. А калиткой двор упирался в немецкую оборону. Целый год просидели между двух огней. На смену немцам пришла испанская воинская часть.

— Вояки из них оказались никудышные. Немцы вскоре сменили испанских союзников. А нас, пиная и подталкивая автоматами, отогнали в свой тыл... В одной из деревень попали в облаву. Фашисты погрузили всех на машины. Через переводчика пояснили, что отвезут подальше от фронта... Но оказалось, что отвезли в Германию.

Так Гурины попали в Гамбург, в концлагерь Ноейнгамме. Работать определили в какую–то компанию по производству бочковой тары. А еще вывозили на разборку завалов после американских и английских бомбардировок. Когда пришла долгожданная победа, узников поместили в репатриационный лагерь...

— Еще в Германии мы узнали, что наши Катовицы полностью уничтожены, — рассказывает Николай Александрович. — Вместе с одним из попутчиков приехали в Полоцк. Отца, работавшего на передвижной железнодорожной электростанции, нашли только через год...

Так Гурины связали свою жизнь с Беларусью. Николай Александрович многие годы проработал преподавателем Минского политехнического техникума. Теперь на пенсии. Живет в Марьиной Горке. Долго не давала покоя бывшему остарбайтеру одна примечательная история. Когда везли в Германию, два вагона с узниками шли впереди паровоза. Фашисты боялись, что полотно будет заминировано. А остальной эшелон составляли танки, бронетранспортеры, требующие ремонта и восстановления. В районе Гродно на состав напали партизаны. Они сразу разобрались, какой «груз» прикрывал паровоз и весь эшелон. Бой длился несколько часов. Но отбить мирных граждан партизанам не удалось. Расследование подробностей боя Николай Александрович ведет не первый год. В давней истории лично для него и сейчас немало «белых пятен». А пока шел поиск, открылись другие темы. Гурин повстречался со многими людьми, прошедшими через войну. Так родилась недавно вышедшая книга «Пуховщина помнит: воспоминания о войне». Объемистый том, снабженный доброй сотней фотографий, вобрал в себя судьбы партизан, подпольщиков, узников нацистских концлагерей.

— В нынешнем мае я побывал в Германии. Отыскал те места, где работал. Положил цветы на братскую могилу узников Ноейнгамме. Вместе с другими 24 остарбайтерами из Беларуси поклонился месту, где похоронены жертвы бомбардировки. Это — наши девушки, работавшие на немецкой фабрике... А в Герцегенраде, где нас принимал бургомистр, я высказал предложение, чтобы город стал побратимом нашей Марьиной Горки. Не знаю, может быть, этот проект и осуществится. А пока делаю все возможное для сохранения памяти о войне.

Работает пенсионер из Марьиной Горки над следующей книгой о войне. Спешит и в родной политехникум. Всегда готов выступить перед марьиногорскими, пуховичскими школьниками. Вместе с ребятами ездит и ходит в походы по местам боев. В минувшем году помог в восстановлении землянки в партизанской зоне у деревни Горелец.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter