Их “хрустальные журавли” еще в небе

По прогнозу ректора БГПУ имени М.Танка Петра КУХАРЧИКА, конкурс на педагогические специальности составит нынешним летом 2,4—2,5 человека на место.
— Если бы вы были абитуриентом, на что потратили бы оставшийся до вступительных испытаний месяц?
— Разумеется, на подготовку к тем предметам, которые предстоит сдавать, — ответил ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Петр КУХАРЧИК. — У меня нет опыта занятий с репетитором, поэтому обложился бы книгами и готовился бы сам. И обязательно записался бы на краткосрочные подготовительные курсы в избранный вуз. В БГПУ такие курсы тоже есть, начало занятий по мере комплектования групп. Стоимость обучения невысока. Мы ведь в основном учим сельскую молодежь, поэтому у нас самые низкие цены среди государственных вузов.
— Мне сложно себя представить на месте абитуриента, ведь в нынешнем году условия вступительной кампании отличаются от прошлых лет, — признался проректор по учебной работе Юрий БЫКАДОРОВ. — Хороший результат на тестировании показывают не те, кто готовился только к тестированию, а те, кто глубоко изучил предмет. Если школьные знания прочны, готовьтесь к испытаниям. Проверяйте себя на репетиционных тестированиях по материалам РИКЗ и пробных тестированиях, которые проводят вузы. У нас такая проверка идет в непрерывном режиме: пришел, сел за компьютер, выполнил задания, сразу узнал свой результат...
— Несколько лет назад демографическая яма заставила Министерство образования снизить цифры подготовки учителей начальных классов. Коснулась ли коррекция набора на другие педагогические специальности?
— По количеству рассматриваемых на распределении заявок мы пока не чувствуем, что демографическая яма докатилась до среднего школьного звена. Но ведь, набирая студентов, мы должны видеть ситуацию на рынке труда на пять лет вперед! Поэтому почти на все педагогические специальности набор в последние годы сокращен. Это усиливает нашу ответственность за подготовку специалистов. Если раньше директор школы подавал заявку на молодого специалиста и ждал, кого ему пришлет вуз, то теперь на рынке труда учителей много, и директор школы, в которой открылась вакансия, заявку не подает, а сам присматривает себе хорошего педагога. Значит, мы должны подготовить выпускника так, чтобы он выдержал конкуренцию уже на старте профессиональной деятельности.
Сокращение не коснулось дефицитных в школе специальностей — математики и физики. Почему математики постоянно нужны школе? Потому что они оттуда уходят. Что ж, если они легко находят себе применение в других сферах — значит, мы неплохо их готовим.
— Профессия учителя стара как мир. Появляются ли в БГПУ новые специальности, предметы, практикуются ли новые подходы?
— В прошлом году мы открыли две новые специальности — “Изобразительное искусство. Компьютерная графика” на факультете народной культуры и “Физика. Техническое творчество” на физическом факультете. Школьные учителя изобразительного искусства будут получать вторую специальность — компьютерная графика. Художник, по нашему мнению, должен быть художником, но третье тысячелетие требует от него совершенного владения компьютером.
Второе направление совершенствования учебного процесса — использование новых технологий в профессии учителя. Хотя использовать новые технологии можно, только хорошо владея традиционными: важно знать, что и как можно улучшить. Уже принято решение, что один урок на практике студенты обязаны дать с применением компьютерных технологий.
— Мне известно, что в прошлом году более 90 процентов выпускников БГПУ доехали до места распределения, хотя в прежние годы к первому месту работы прибывало не более 80 процентов выпускников педагогических вузов. Каким образом вам удалось повысить этот показатель?
— Мы никого не вправе принуждать: университет дает только прочные знания. Но студенты из сельской местности и районных центров — в зоне нашего особого внимания. Пять лет назад до 50 процентов общего количества студентов составляли те, кто попал в вуз в рамках целевого набора. Случалось даже, наши преподаватели теоретических фундаментальных предметов сетовали, что в университет приходит слабо подготовленный сельский выпускник. К третьему курсу сельчане выравнивались, а порой опережали городских сверстников. Выпускники из целевого набора по успеваемости выглядят не хуже общего потока, и 96 процентов из них возвращаются работать домой. А 4 процента — это молодые мамы, которые имеют право на свободный диплом. Сегодня целевой набор не может превышать 20 процентов, должен вестись лишь на конкурсной основе, и у нас всегда трудности с выполнением плана, потому что мало выпускников сельских школ.
Молодой специалист охотнее всего поедет домой. Поэтому Министерство образования работает с органами управления образованием на местах, чтобы обеспечить каждому из выпускников заявку в его родной район. Ждем, что государственная программа возрождения села убедительнее наших доводов повернет к селу горожан.
— Одно из испытаний, которое БГПУ готовит абитуриентам, — письменный экзамен с компьютерной проверкой результатов. Что это, если не тестирование?
— Это — письменный экзамен с компьютерной проверкой, которая предусматривает полную обезличенность работ, сведение на нет “человеческого фактора” при проверке. Он включает и тестовые задания, на которые надо выбрать ответ из предложенных вариантов, и те, которые требуют развернутых ответов. Работы обязательно шифруются и сканируются, так что подправить что-то после экзамена невозможно. К оценке развернутых ответов стараемся подходить “по-человечески”. Был случай, абитуриент дал не тот ответ, но формально его ответ подходил под задание и был зачтен как правильный.
— Рискнете ли вы предсказать конкурс нынешнего года и самые востребованные у нынешних абитуриентов специальности?
— Самые популярные у абитуриентов специальности — психология, физическая культура, белорусский язык. Самые востребованные на рынке труда — физика, математика, информатика. Но конкурсы на физику и математику пониже, потому что это трудные для изучения предметы.
В прошлом году средний конкурс в педагогическом университете составил около 3 человек на место. В нынешнем он слегка упадет за счет того, что абитуриенты лишились возможности сделать несколько попыток поступить. Во время приема документов каждый вуз будет несколько раз в день обнародовать цифры конкурса. Скорее всего, последние пять дней цифры набора будут волнообразно меняться, потому что по некоторым специальностям иных испытаний, кроме централизованного тестирования, нет.
Но БГПУ все равно получит “своего” абитуриента — того, кто хочет и любит работать с детьми, не представляет свою дальнейшую жизнь без любимой работы. В нынешнем году на традиционные дни открытых дверей к нам пришло вдвое больше выпускников школ, чем в прошлом году. Это значит, что интерес к профессии педагога не ослабевает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter