Игры в тени

Охота за деньгами

Охота за деньгами


«Заплати налоги и спи спокойно» — это не только призыв из рекламного ролика. Еще и норма жизни. Которая пока таковой стала не для всех, увы. Интересы некоторых из тех, кто занимается бизнесом, в другом: при как можно большем доходе отдавать в казну мизерные суммы. Неискушенному человеку может показаться, будто это в принципе неосуществимо. На самом же деле налоговое законодательство обойти можно. Правда, не самостоятельно — с помощью какой–нибудь подпольной финансовой компании. В народе их называют «финари», «финки», «помойки». Названия разные, но суть одна: создание условий для существования теневой экономики, в которой вращаются немалые деньги. За примерами не надо далеко ходить. Только с лета прошлого года управлением департамента финансовых расследований КГК Могилевской области возбуждено 14 уголовных дел против «финансовых компаний». Общий оборот их незаконных сделок составил более 100 миллиардов рублей. Это деньги, с которых не были сделаны положенные отчисления. Хотя, окажись налоги в бюджете, государству, быть может, было бы проще решать какие–то социальные проблемы.


Один раз попробовав легкого хлеба, привыкаешь к его вкусу. И больше не хочется ничего другого. Наверное, поэтому некоторые могилевские бизнесмены, с которыми начинал я разговор о «помойках», делали вид, будто первый раз слышат о таких структурах. О финансовых компаниях сомнительного происхождения рассуждать вслух не принято: стыдно и страшно — с таким же успехом во всеуслышание можно признаться «я — вор».


А вот Алексей Новиков (фамилия по понятным причинам изменена. — П.М.), когда–то имевший отношение к «финансовой компании», мог «зарабатывать» весьма неплохие деньги. Но долларам да евро предпочел спокойный сон.


— Схемы, по которым работают «финки», — делится профессиональными секретами Алексей, — различны. Вот, например, человек, не являясь предпринимателем, решил подзаработать: продать, скажем, какому–нибудь предприятию сырье и инструменты. Товар у него уже на руках. Но просто так прийти к тому же директору он не может: с дядей с улицы никто разговаривать не станет. Значит, он идет на «помойку» и получает там документы — мол, якобы представляет интересы конкретной фирмы. Заключается договор. Фабрика или завод делают покупку — на счет подставной коммерческой структуры перечисляют деньги. Бизнесмен получает их уже наличными, за минусом процента «за услуги». Доход он получит немаленький. Но налоги с него уплачены не будут. Или еще один вариант. Какая–то фирма купила в России партию бытовой техники. Прежде чем пускать ее в продажу, необходимо совершить определенные процедуры: уплатить таможенные пошлины, НДС. Все это стоит денег, да и времени занимает не день и не два. Расходы между тем можно значительно сократить — за определенную плату «финка» предоставит предпринимателям документы о том, что техника эта куплена на территории Беларуси. И все — ее можно выставлять на магазинные полки. Фактически речь идет о легализации контрабанды. Многие хотят не только «узаконить» имеющийся товар, но и продать его как можно дороже. Просто так увеличить цену не получится: нашим законодательством торговая наценка ограничена 30 процентами. Тем не менее выход есть. «Помойка» предоставит коммерсанту документы, подтверждающие, что он приобрел, например, сырье или комплектующие по той цене, которую назовет сам бизнесмен. Последний же увеличит отпускную цену, условно говоря, на рубль. Именно с этой суммы и будут уплачены налоги. Выигрыш ощутимый... Помогают «финари» и проходимцам, работающим в государственных структурах. Какой–нибудь библиотеке, больнице, школе пришло время, скажем, менять мебель. Старые шкафы, столы и стулья списываются как положено. Вместо них покупаются новые. Но... лишь на бумаге. На самом деле весь старый хлам остается на месте, а деньги кладет себе в карман руководитель. Бывает и такое — пусть нечасто... Если кто–то, несмотря на астрономическую стоимость имеющегося в наличии товара, захочет выиграть тендер, то и здесь проблем нет. Прямо в финансовой компании желающему «нарисуют» конкурентный лист, в котором проставят реквизиты еще пары-тройки фирм. Из документа будет видно: продавец предлагает покупателю самые лучшие цены и условия поставки. Наконец, еще одна функция «финки» — конвертирование валют либо превращение безналичных денег в наличные. По идее, все это можно было бы сделать и официально — через банк. Многие тем не менее предпочитают подпольные структуры. В этом случае можно не бояться, что фискальные органы узнают о твоих реальных доходах.


Попасть в клиенты «помойки» достаточно непросто — только по знакомству. Своих новых клиентов подпольные дельцы сразу же обучают разным премудростям — как конспирироваться, что говорить, если попадешь «под микроскоп» правоохранительных органов: разрабатываются «легенды» на все мыслимые и немыслимые случаи...


— Эти структуры, — считает начальник УДФР Эдуард Прохоров, — не просто занимаются преступной деятельностью. Они еще и пытаются соблазнять законопослушные фирмы возможностью легкого и быстрого заработка. Когда мы возбудили уголовное дело против одной из «финок», оказалось, что с ней сотрудничало около ста разных ООО, ОДО, государственных предприятий и т.д. и т.п. Можете себе представить, сколько в результате не попало в бюджет налогов, — суммы немалые. Причем что характерно, многие коммерсанты понимают: нарушают закон. Бывает даже, вызываем кого–то на допрос в качестве свидетеля, а человек с вещами приходит — не исключает возможности собственного ареста. Хотя комбинаторы и придумывают новые схемы, мы в конечном итоге их выявляем. И доказываем: шутить с законом не стоит — можно и за решеткой оказаться. Причем касается это как самих финкомпаний, так и их клиентов.


Некоторые из моих знакомых в определенной степени оправдывают теневых дельцов — мол, «времена сейчас такие: каждый крутится, как может». Но не все так просто. По словам аналитиков, годовой оборот двух–трех чрезвычайно активных «помоек» может составить до 100 миллиардов рублей. Налоги же платятся лишь с одного–двух процентов от этой суммы. Все остальное прячется в «тень». Между тем сделай фирмачи, как полагается, все отчисления, в бюджет поступило бы порядка 30 миллиардов дополнительно. Это как раз примерно столько денег, сколько было потрачено в Могилеве на строительство новой автомобильной развязки и благоустройство прилегающей территории.


И еще. На одном белорусском интернет–ресурсе нашел форум, где обсуждалась деятельность различных «финок» — все «за» и «против» сотрудничества с ними. Есть там и такие слова: «Надо осознавать, что негативные последствия работы с этими организациями не наступят через неделю или месяц, по такой схеме можно проработать и год, и больше. Только задумайтесь, даст ли ваша деятельность такие мегадоходы, которые с лихвой покроют и штрафы, и кучу неприятных моментов, вызванных возможными проверками». Что ж, добавить здесь нечего...

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter