Точные копии воинов, диорамы битв и средневековые замки: художник Борис Купчинов сохраняет уникальное искусство создания миниатюр

Игры в солдатиков

Чем завораживает военно-историческая миниатюра

Выставка военно-исторической миниатюры Бориса Купчинова «Ад прадзедаў спакон вякоў мне засталася спадчына…» открыта в гомельской Картинной галерее Г. Х. Ващенко. Изумительно точные копии воинов от шумеров до советских времен, диорамы битв и уменьшенные белорусские замки — их созданием мастер занимается более четверти века. А еще учит этому искусству подрастающее поколение. Говорит, интерес к миниатюре не пропадает, а вот мода на исторические периоды меняется.

Глаз у Кутузова был

Начал творить Борис Купчинов еще в детстве, болея историческим романтизмом и делая солдатиков из пластилина:

— Прочитав «Айвенго», «Трех мушкетеров», посмотрев военные фильмы, очень хотелось во все это поиграть. Игрушек особо не было. Начал делать сам воинов. 

Детская любовь постепенно переросла в профессию. Познакомился с участниками клубов военно-исторической реконструкции, сам принимал участие в инсценировках сражений, ездил на фестивали, посвященные юбилеям битв при Бородино, Грюнвальде. Увлекся изучением исторических книг, чтобы создавать изделия не просто красивые, но и достоверные.

— Меньше интернета — больше старых книг! Лучше, если честно, годов 1960-х. Я, наверное, на них целое состояние потратил.

В точности деталей убеждаемся, рассматривая витрину с миниатюрными фигурками. Здесь и простые воины, и реальные исторические личности: от Жанны д’Арк и Наполеона до князя Паскевича и Тадеуша Костюшко. 

— На знамени Чингисхана его герб — белый кречет. На фигурке полководца Михаила Кутузова не просто глазная повязка, но и муаровая лента с теми наградами, которых он был удостоен. Кстати, глаз у него, вопреки распространенному мнению, был, просто слезился после ранений. Один из владельцев гомельского имения князь Иван Федорович Паскевич командовал войсками на Кавказе, поэтому у меня он со своеоб­разным головным убором — называется «кавказская панама». И форма военных соответствует не просто времени, но и полку, в котором они служили.

История в объеме

Полимерная глина, металлополимер, вылитые и вылепленные вручную — за годы Борис Купчинов опробовал самые разные техники. На полученные фигурки роспись тоже наносит сам — акриловыми красками. А если речь идет о масштабных диорамах, то в ход идет все что угодно. Рассматриваем вместе с автором первое большое сражение 1812 года — под Салтановкой в Могилевской области. Борис Купчинов призывает присмотреться:

— Трава и солома — опилки с клеем, для реки я использовал эпоксидную смолу с лаком. Церковь на пригорке — из пластика, который обычно идет на рекламные щиты и окна.

На изготовление такой диорамы может уйти до года. Весь технологический процесс Борис Купчинов осуществляет дома. Для плавления его металлополимеров хватает 180 градусов и обычной духовки. Впрочем, разнообразие материалов и техники не главное. Куда важнее художественная ценность и историческое наполнение. Задники для диорам — картины, тоже нарисованные рукой мастера, а за полководцем Николаем Раевским, как и было описано в книгах, следуют со знаменем и барабаном его сыновья. Над диорамой, посвященной Первой мировой войне, «летят» самолеты и дирижабли. 


— Это так называемая «Атака мертвецов» — оборона крепости Осовец 6 августа 1915 года. Германия провела против русских химическую атаку, немецкая пехота выдвинулась на штурм крепости, ожидая взять обезлюдевшую цель без малейшего сопротивления. 

На диораме можно увидеть мастерски отображенный художником исторический факт: у многих немцев в руках даже не винтовки, а палки с гвоздями для добивания отравленного врага, чтобы не тратить патроны. Вот только русские были на ногах: противогазы тогда еще не были распространены, а спасались воины, заматывая лица смоченными тряпками, держась до последнего. Когда немцы увидели похожих на мертвецов контратакующих, пехота в ужасе рванула назад. 

Дети лепят героев компьютерных игр

«Осада Гомеля 1535 года», «Битва под Лоевом. Разгром казацкого войска войском Речи Посполитой», «Охота на зубра великого князя литовского Жигимонта Августа. Беловежская пуща. 1544 г.», макеты Мирского и Несвижского замков, дворца Пусловских — миниатюры Бориса Купчинова объездили всю Беларусь и Россию. 

Его работы выставлялись в галерее «Славутыя майстры» в Минске, Центральном доме художника в Москве, некоторые находятся в частных коллекциях в Украине, Германии, Испании, Италии, Франции. 

Искусство не массовое, но посетителей на выставках хватает. А о популярности, шутит мастер, можно судить по кражам:

— С диорамы, которая хранится в Гомельском областном музее военной славы, немецкий мотоцикл четыре раза воровали! Я в последний раз вбил туда огромный штырь — так и со штырем вырвали.


По мнению мастера, интерес к военно-исторической миниатюре не угасает. Особенно среди тех, кто занимается исторической реконструкцией. Заказы на изготовление фигурок мастеру поступают стабильно. Однако есть нюанс.

— В этом деле тоже существует определенная мода. Еще недавно все повально увлекались 1812 годом, сейчас к нему интерес несколько поутих. В тренде — Первая и Вторая мировые войны. 

А чтобы это искусство жило и дальше, при Картинной галерее Г. Х. Ващенко была создана студия фигурно-скульптурной лепки «Веселая пластика». Здесь Борис Купчинов воплощает мечты ребят — учит всех желающих создавать своими руками любимых героев фильмов, комиксов, аниме, а также изготавливать модели военной техники, архитектурные памятники.

— Для начала спрашиваю у детей, что им интересно. Сейчас их уже не заставишь лепить колобков или кошечек. Супергерои, монстры, персонажи компьютерных игр — делаем все что угодно. 

Борис Купчинов демонстрирует изделия своих воспитанников — вполне приличный уровень. В работе используется полимерная цветная глина. Обжигается при температуре 130 градусов и превращается в пластмассу. Параллельно с занятиями мастер решает еще одну важную задачу — через свои миниатюры знакомит подрастающее поколение с историей страны.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter