Игры в «патриотов»

ШИРОКО известное ныне выражение «пятая колонна» появилось в 1936 году и принадлежало франкистскому генералу Эмилио Моле. В то время в Испании в самом разгаре была гражданская война между республиканцами и профашистски настроенными контрреволюционными генералами во главе с Франсиско Франко. Наступая на обороняющийся Мадрид четырьмя колоннами, мятежники, чтобы запугать население испанской столицы, в радиообращении заявили, что, помимо имеющихся в их распоряжении четырех армейских колонн, есть еще и пятая — непосредственно в самом Мадриде. Лишь позже станет известно, что она действительно существовала, а ее основу составляли агенты мятежников, сочувствующие им предатели и различные деклассированные элементы. Весь этот сброд пытался посеять панику в городе, занимался военным и политическим саботажем, шпионажем, диверсиями и провокациями. С тех пор подобные политтехнологии активно используются против многих государств, в том числе и Республики Беларусь.

На что идут пресловутые западные гранты.

ШИРОКО известное ныне выражение «пятая колонна» появилось в 1936 году и принадлежало франкистскому генералу Эмилио Моле. В то время в Испании в самом разгаре была гражданская война между республиканцами и профашистски настроенными контрреволюционными генералами во главе с Франсиско Франко. Наступая на обороняющийся Мадрид четырьмя колоннами, мятежники, чтобы запугать население испанской столицы, в радиообращении заявили, что, помимо имеющихся в их распоряжении четырех армейских колонн, есть еще и пятая — непосредственно в самом Мадриде. Лишь позже станет известно, что она действительно существовала, а ее основу составляли агенты мятежников, сочувствующие им предатели и различные деклассированные элементы. Весь этот сброд пытался посеять панику в городе, занимался военным и политическим саботажем, шпионажем, диверсиями и провокациями. С тех пор подобные политтехнологии активно используются против многих государств, в том числе и Республики Беларусь.

Цели ясны и проплачены

Технологии государственных переворотов, разработанные на Западе в конце ХХ — начале XXI века, позволяют устроить мятеж практически в любой стране мира, независимо от практикующейся там формы правления и политического устройства. Причем условия, благоприятствующие государственному перевороту, не зависят от общей ситуации в стране. Во многом это связано с тем, что отличительной особенностью современного государства является его зависимость от множества политических, экономических и социальных факторов, превращающих его в достаточно уязвимую систему. Заинтересованной стороне остается лишь выбрать метод, которым она будет свергать законную власть.

Учитывая, что Республика Беларусь имеет достаточно сильные Вооруженные Силы, способные оказать серьезное сопротивление внешней агрессии, развитые правоохранительные структуры и отлично функционирующую «вертикаль» государственного управления, применять против нее метод прямого воздействия не представляется возможным. Остается лишь подрывать государственное устройство изнутри, расшатывая социальные и общественные устои. А для этого очень подходит политтехнология «пятой колонны», наиболее ярким примером которой является так называемая программа имени Кастуся Калиновского.

Инициирована она была польскими и американскими спецслужбами весной 2006 года. Со стороны Польши ее подписали премьер-министр Казимеж Марцинкевич, а с белорусской — лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич. 

По итогам варшавских переговоров координатором проекта в Беларуси была назначена жена экс-кандидата в президенты   Милинкевича — Инна Кулей. Она возглавила незарегистрированный комитет защиты репрессированных «Солидарность». Само же бюро программы расположилось на базе Варшавского университета правительства Польши. А его директором стал руководитель Восточноевропейского отделения этого университета Ян Малицкий.

По замыслу разработчиков, на первом этапе реализации программы ее основная задача состояла в том, чтобы вовлечь белорусскую молодежь в деятельность различного рода радикальных политизированных группировок, создать своеобразный пласт населения, подготовленный для качественного ведения агитационно-пропагандистской, подстрекательской и экстремистской работы, способный также по необходимости организовывать условия для массовых уличных беспорядков. На втором этапе планируется, что граждане Беларуси, получившие зарубежное высшее образование, станут будущей «политической элитой», займут соответствующие должности в белорусских государственных органах управления и смогут оказывать влияние на принятие управленческих решений, выгодных прежде всего Польше и США. Кроме того, ставилась и еще одна цель — смена конституционного строя и территориальный раздел Республики Беларусь…

Уличные университеты

В отличие от белорусских высших учебных заведений, академический год в польских вузах начинается 1 октября. Перед его началом стипендиаты программы имени Кастуся Калиновского принимают участие в специальном подготовительном курсе, в рамках которого интенсивно изучают польский язык, а также историю Польши, Беларуси и Восточной Европы. Правда, преподается все это достаточно однонаправленно и тенденциозно.

За время обучения «истинным урокам истории» участники программы имени Кастуся Калиновского начинают серьезно верить и в то, что в Западной Белоруссии вплоть до 1939 года не было никакого ущемления белорусского языка и культуры…

Только вот если обратиться к воспоминаниям знаменитого белорусского ученого-эмигранта, одного из создателей американской лунной программы Бориса Кита, который в конце 30-х годов прошлого века преподавал математику в Виленской белорусской гимназии, картина получается совершенно иной.

Оказывается, в 1937 году в Польше нападки на все белорусское достигли такого уровня, что преподаватели гимназии вынуждены были послать нескольких своих коллег в Варшаву, чтобы там донести до властей положение белорусов. В числе трех делегатов, которые должны были ехать, оказался и Борис Кит…

Однако в Варшаве представителей Виленской белорусской гимназии ждал холодный прием. Даже в министерстве образования не хотели ничего  слышать про белорусов.

У делегатов, возвращающихся обратно, были тяжелые предчувствия. И они полностью оправдались — директора гимназии освободили от работы, а на его место назначили нового, который стал добиваться закрытия учебного заведения...

Впрочем, правдивость истории не сильно волнует создателей программы имени Кастуся Калиновского. Их больше заботят совсем другие цели. Они стараются как можно чаще организовывать стипендиатам встречи с должностными лицами Польши, представителями Совета Европы, радикальными белорусскими оппозиционерами...

В ходе таких встреч с молодежью обсуждаются избирательные кампании в Беларуси, подчеркивается необходимость проведения на территории республики различного рода несанкционированных протестных акций...

«Производственную» и подготовительную практики стипендиаты проходят на мероприятиях, направленных на дискредитацию политического курса Республики Беларусь. Обычно такие акции проводятся польскими организациями «Вольная Беларусь», «Союз в поддержку демократии в Беларуси», «Белорусская национальная память» 16-го числа каждого месяца возле дипломатического представительства Беларуси в Варшаве.

Выходит, что вместо получения профессиональных знаний белорусские стипендиаты проходят в польских высших учебных заведениях своеобразную экстремистскую «спецподготовку». Молодежи навязывают идеи борьбы за «независимость», обучают принципам изменения государственного устройства и психологическом влиянии на деятельность органов власти и управления. 

Примечательно, что у белорусских «студентов-гастарбайтеров» на чужбине даже не поинтересовались, какую профессию они хотели бы получить. Вот и «попоступали» белорусские ребята в неликвидные учебные заведения на специальности, конкурс на которые составляет аж… четверть человека на место!

Впрочем, это не единственное, в чем были обмануты молодые люди. Стипендиатам также пришлось столкнуться и с весьма суровыми бытовыми условиями. Несмотря на то, что стипендии слушателей программы составляют в эквиваленте около 400 долларов США, предоставляемое жилье не отличается ни условиями, ни удобствами, вдобавок стоит оно достаточно дорого. На особом счету оказались разве что отпрыски известных белорусских оппозиционных деятелей. Остальных же расселяли в самые настоящие клоповники — старые, обветшалые общежития, где ремонт не делался по нескольку десятков лет.

Как рассказал журналистам бывший участник программы Владислав Михайлов, молодежь попросту используется польскими политиками и белорусскими оппозиционерами. Студентам, выехавшим на учебу в Польшу, вместо преподавания нормальных предметов и создания условий навязывают участие в оппозиционных митингах и акциях сомнительного характера... Тем самым молодые люди отрабатывают полученные белорусской оппозицией западные гранты…

Учеба учебе рознь

Не секрет, что программы по подготовке экстремистов и агентов влияния требуют достаточно больших финансовых затрат. Поэтому позволить себе такое дорогое «удовольствие» могут либо государства с огромными геополитическими амбициями, либо страны, имеющие серьезных спонсоров или источники внешних доходов. Ежегодно правительством Польши на реализацию программы имени Кастуся Калиновского выделяется не менее одного миллиона евро. Разумеется, такая сумма тратится не только на преподавание профильных предметов, выплату стипендий и компенсацию за проживание в студенческих интернатах. Достаточно большие средства уходят на системную идеологическую и психологическую обработку стипендиатов, а также на проведение различного рода антибелорусских акций.

Официально программа имени Кастуся Калиновского рассчитана на молодежь, отчисленную из белорусских высших учебных заведений по политическим мотивам. Однако на самом деле попадают туда те, кто регулярно пропускает занятия, не сдает сессии и имеет вечные задолженности. Так, среди студентов первых наборов преобладало достаточно много случайных людей, не имеющих ничего общего с оппозиционной деятельностью.

По мнению же самих координаторов программы, почти половина документов стипендиатов полностью либо частично сфальсифицированы. Однако с учетом того, что созданный проект политический, польская сторона старается умалчивать данный факт. Вместе с тем она подвергает системной критике белорусскую прессу за публикацию в ней материалов, обличающих как участников, так и саму программу имени Кастуся Калиновского.

В то же время координаторы признают, что результаты пятилетнего существования программы оказались крайне неудовлетворительными. По статистике, если в 2006 году стипендиатами стали 244 белорусских гражданина, в 2007-м — 71, то в 2008-м — уже 58, а в 2009-м слушателями пожелали стать лишь 20 человек. В прошлом году на «учебу» в Польшу отправились 65 белорусских студентов. Из всего этого можно сделать вывод, что наибольшая активизация программы наблюдается лишь в период проведения в Республике Беларусь президентских выборов…

Что касается отношения к учебе, то у большинства стипендиатов оно достаточно безразличное. Всего лишь около трети слушателей хотят получить образование по польским методикам. Остальные рассматривают программу как способ отлично провести время, приобщиться к западным развлекательным ценностям — питейным заведениям, игровым клубам, алкоголю, легким наркотикам...

Так, из трех сотен стипендиатов, направленных в польские вузы в 2006—2008 годах, в настоящее время по не самым востребованным и высокооплачиваемым на трудовом рынке специальностям продолжают обучение около 200 человек. За академическую неуспеваемость, дисциплинарные проступки и конфликты с польским административным и уголовным законодательством было отчислено 35 процентов слушателей. И всего лишь девять человек смогли получить дипломы.

Чем собираются заниматься стипендиаты программы имени Кастуся Калиновского после окончания «учебы», доподлинно неизвестно. Возможно, кто-то из них останется в Евросоюзе,  и оттуда будет вести антибелорусскую пропаганду, выбор некоторых падет на Польшу. Однако большинство все-таки вернется на Родину. И столкнется здесь с проблемой трудоустройства. Правда, не по причине политической, а скорее экономической. Дипломы, которые получат выпускники сомнительной программы, не котируются у белорусских работодателей.

 Так что у нынешних «соискателей» есть время подумать, а у бывших стипендиатов — возможность восстановиться в родных вузах. И сделать это они смогут без особых проблем. Ведь надо будет просто ликвидировать старые «хвосты» и пересдать сессии.

К сожалению, «новоиспеченные» политики, решившие воспользоваться ситуацией, вновь ищут способы, как быстро и под шумок найти среди белорусской молодежи «жертв режима» и обработать их соответственно по программе имени Калиновского. Впрочем, это и понятно. Ведь выделенные спонсорами деньги отдавать обратно ой как не хочется, да уже, наверное, и не можется. А раз так, значит, их надо либо полностью потратить, либо же списать под предлогом борьбы за демократию.

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter