Игры со спичками

Россияне пытаются вытеснить белорусские спички с Украины

Иностранные компании провоцируют протекционистские действия на экспортных рынках против белорусских производителей

Спички – товар горючий. Раздувать из искр пламя недавно начали российские производители на украинском рынке. Балабановская спичечная фабрика (входит в состав ЗАО «Плитспичпром») пытается спровоцировать протекционизм в отношении белорусских конкурентов. В украинской прессе открыто звучат призывы от руководства российского предприятия о введении повышенных пошлин на белорусские спички, выделении квот на беспошлинный ввоз этой продукции для россиян. Словом, всеми силами стараются административными ресурсами получить почти монопольные права на украинском рынке. Дело в том, что потребление спичек во всем мире ежегодно сокращается. В том числе и в странах СНГ каждый год рынок минусует на 3—4 %. Но это не повод хвататься за черный пиар и использовать методы недобросовестной конкуренции. А именно этим и пытаются заниматься россияне, причем на чужой территории.

Сложно сказать, что сделало человека разумным, но огонь явно стоит не на последнем месте в списке «двигателей» цивилизации. Поэтому спички чуть ли не со дня своего изобретения являются социально значимым товаром. Правда, зажигалки, конструкции на пьезоэлементах и другие изобретения постепенно вытесняют старую добрую деревянную спичку с серной головкой. Естественно, конкуренция на рынке разгорается нешуточная. Зачастую разговор идет не просто об объемах производства или прибыли, а о существовании предприятия. За последние 15 лет в странах СНГ закрылись десятки спичечных фабрик. Оставаться в строю удается только сильнейшим. И белорусские производители являются одними из основных участников рынка.

В отличие от Беларуси и России, Украина традиционно не имела собственного спичечного производства. Более ста лет огнем в коробках эту страну снабжают белорусы. Только в 90-х годах появилась ровенская фабрика: оборудование для нее завезли из-за рубежа на очень выгодных условиях. Но мощности предприятия способны максимум на треть удовлетворить внутренний рынок. Традиционно дефицит «огневого» товара покрывается за счет импорта из Беларуси и России.

Причем россияне в свое время умудрились выхлопотать себе более льготные условия: продукция Балабановской спичечной фабрики до 2007 года не облагалась пошлинами. Правда, такие преференции не смогли улучшить ни финансовое положение ровенского предприятия, ни снизить цену на оптовом и розничном рынке спичек: просто российское предприятие получало сверхприбыль. Два года назад руководство Украины решило повысить конкурентность спичечного рынка и уравняло условия для некоторых поставщиков. В частности, теперь балабановские спички и аналогичная продукция белорусского ЗАО «Пинскдрев» облагаются практически одинаковыми пошлинами. И в этой ситуации оказалось, что пинская спичка выигрывает у конкурентов в соотношении цена—качество.

На продукцию «Пинскдрева» и ополчились нынче россияне. Балабановская фабрика была крупнейшим производителем спичек в СССР. Ее производственные мощности рассчитаны на ежегодный выпуск около 640 миллионов коробков. Такой объем непросто реализовать при снижении спроса на рынке. И балабановцы активно стараются оттеснить коллег с перспективных рынков. Активно провоцирует шум вокруг «серных палочек» генеральный директор ЗАО «Плитспичпром» Виктор Шпаковский, обвиняя пинских конкурентов во всех мыслимых грехах: и качество, мол, низкое, и демпингует белорусское предприятие. Впрочем, основная цель прослеживается в выводах российского топ-менеджера: необходимо дать беспошлинную квоту Балабановской спичечной фабрике. Как говорится, лучшая маркетинговая стратегия – это монополия. Чего и стараются добиться россияне. И давят на качество спички.

Рассуждать о потребительских свойствах этого продукта могут только дилетанты. Технология изготовления деревянных зажигалок за последнее столетие фактически не претерпела изменений: деревянные заготовки движутся по конвейеру, окунаются в серу и высушиваются. Эксперты утверждают: содержимое коробков одинаковое у всех производителей. Отличаются спички только внешним видом: коробок может изготавливаться из серого или белого картона, с более качественной полиграфией… Эстетика не последнее дело, но на функциональные свойства внешний вид продукта не влияет и на себестоимости отражается незначительно. Одна из самых серьезных статей расходов – транспортные издержки.

— Благодаря оптимальной логистике наше предприятие может снижать цену спички для украинских потребителей, — говорит директор спичечной фабрики ЗАО «Пинскдрев» Петр Привальчук. – А транспортные расходы составляют значительную долю в себестоимости. Скажем, доставка партии товара стоимостью 60 миллионов белорусских рублей обходится в 1400 долларов. Географическое положение Пинска позволяет минимизировать эти издержки: расстояние от нашего предприятия до украинской границы – менее 60 километров.

Говорить огулом о качестве спичек по национальной принадлежности не совсем корректно, считают эксперты. В Беларуси этот товар выпускают 3 предприятия, в России – более десятка. И у каждого своя история, в том числе и на украинском рынке. Некоторые производители, действительно, раздражали низкой ценой, в результате для каждого предприятия вводилась определенная ставка таможенных пошлин. Хотя основная доля поставок приходится на продукцию ЗАО «Пинскдрев» и Балабановскую спичечную фабрику. И пинская компания не была замечена в недобросовестной конкуренции. Да, она предлагает цену, несколько ниже среднерыночной, но исключительно за счет умения работать с себестоимостью и сокращения издержек.

Выбивая себе преференции, Балабановская фабрика давит на планы создания совместного предприятия в Украине. Но, как говорится, обещать – не жениться. Учитывая реальное положение вещей на спичечном рынке, вкладывать деньги в создание новых предприятий кажется несколько сомнительным. Хотя декларировать можно любые намерения. У украинской деревообрабатыващей отрасли тесные связи с белорусскими коллегами. Тот же ЗАО «Пинскдрев» приобретает значительные партии бука, дуба и другой древесины для мебельного производства. К сожалению, амбиции одного поставщика могут нарушить экономические связи, складывающиеся десятилетиями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter