Игры с ценами приведут к хаосу

Конечно, западные СМИ на прошедшей неделе уделяли огромное место украинской проблематике. И тем не менее не Украиной единой жил западный читатель.

Конечно, западные СМИ на прошедшей неделе уделяли огромное место украинской проблематике. И тем не менее не Украиной единой жил западный читатель.

На страницах французского издания Atlantico Шарль Гав,  глава либерального экспертного центра «Институт свобод», поднял тему крайне важную, если не сказать жизненно важную для нашей экономики. Как отмечает издание, мнение месье Гава «всегда интересно, потому что он входит в число тех немногих стратегов, которые могут позволить себе говорить то, что думают: он совершенно независим и не относится ни к одной из групп, которые так или иначе спонсируют государственные власти».

Одним из путей для восстановления роста мировой экономики, по мнению Шарля Гава, могло бы стать значительное (порядка 50 %) снижение цен на нефть. Разработка месторождений сланцевой нефти и газа в США, которая позволяет уменьшить зависимость от Ближнего Востока, является частью данной стратегии.
Однако похоже, что игры с ценами на углеводороды приведут к хаосу не только в экономике, но и могут привести к конфликту посерьезнее «торговых войн».

Азербайджанский информационно-аналитический и мониторинговый портал Haqqin.az приводит комментарий главы Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана на заявление министра нефти Ирана Бижана Зангане о том, что его страна готова снизить цены на нефть на мировом рынке до 20 долларов за баррель. По словам эксперта, в этом случае перспективы для развития экономик многих нефтедобывающих стран, в том числе и Азербайджана (разумеется, и России. – Прим. ред.), ожидаются не самые хорошие. Однако Иран может повлиять на мировой рынок нефти не ранее чем через 6 месяцев. «…Иран может обвалить цены на нефть. В принципе ему будет выгодно продавать свою нефть даже за 50 долларов, потому что за годы действия санкций он привык жить экономно, а вот странам Персидского залива будет некомфортно», – полагает И. Шабан.

В связи с этим азербайджанский политолог В. Гулузаде считает, что «снижение цен на нефть на мировом рынке до 70 долларов в первую очередь обернется экономической катастрофой для России. И для США абсолютно безразлично, что будет с Саудовской Аравией, Катаром или ОАЭ, для них важны свои собственные интересы, в которые входит ослабление России. В последнее время Россия вела себя слишком агрессивно, и, видимо, они решили показать Москве ее место. Опора на нефтяную игру была изначально бесперспективной, но Россия попалась».

Тему продолжает популярный американский журнал US News and World Report, озаглавив одну из своих публикаций «Нефтегазовая лихорадка в Арктике». Основная тема статьи – как различные страны прилагают массу усилий для того, чтобы использовать коммерческий потенциал Арктического региона.

За последние несколько лет шесть из восьми государств, граничащих с Арктикой – США, Россия, Норвегия, Канада, Дания и Исландия, – выдали своим энергетическим компаниям лицензии на поиск морских месторождений нефти и газа. По данным Администрации по информации в области энергетики (U.S. Energy Information Administration), на территории Арктического региона могут располагаться до 22 % мировых неразведанных ресурсов нефти и газа. Кроме того, в дополнение к потенциальному росту объемов производства энергии транспортные компании рассматривают возможность разработки навигационных маршрутов через Арктику, которые позволят сократить сроки перевозки грузов. В сентябре китайское контейнерное судно попало в заголовки множества изданий, после того как ему удалось достичь порта Роттердама на 15 дней раньше срока, предусмотренного традиционным маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал, который соединяет Средиземное и Красное моря.

Однако, как предупреждает US News and World Report, отсутствие инфраструктуры и нормативно-правовой базы может стать причиной конфликтов и чрезвычайно разрушительных экологических катастроф, на устранение которых могут быть затрачены огромные средства.  Марк Розен, эксперт в области морского права и старший советник научно-исследовательской некоммерческой организации CNA Corporation, уверен, что «если сегодня произойдет серьезная авария с участием корабля или буровой платформы, вероятнее всего, нам не хватит ресурсов, чтобы отреагировать на это происшествие, навести порядок и выплатить компенсации пострадавшим».

Но есть и диаметрально противоположные мнения о целесообразности экономического развития Арктики, которые приводит в своей публикации US News and World Report. Жан-Поль Родрик, профессор факультета глобалистики и географии университета Хофстра,  считает, что  полярные маршруты вряд ли можно считать коммерчески рентабельными: суровые условия в Арктике и отсутствие инфраструктуры означают, что затраты могут оказаться довольно высокими, а прибыли – довольно сомнительными.

И авария на платформе Kulluk (буровая платформа села на мель 31 декабря 2012 года недалеко от побережья Аляски) – лишний раз подтверждает его точку зрения. По сообщениям, компания Royal Dutch Shell потратила более 5 млрд долларов на этот арктический проект, направила туда 20 судов, которые должны были обеспечивать работу двух буровых платформ, и согласовала более 1000 авиаперелетов в этот регион. В результате компания не смогла завершить даже начального этапа своих работ из-за суровых погодных условий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter