Загадки и смыслы фильма "Иррациональный человек" Вуди Аллена

Игры разума со смыслами

Все, что связано с Вуди Алленом, — жизнь, фильмы, любовные приключения, бракоразводные скандалы — вызывает как восхищение, так и отвращение, как обожание, так и негодование. Но никогда не оставляет равнодушным. Вот и очередной его фильм «Иррациональный человек» разделил аудиторию ровно пополам: на тех, кто упрекает Аллена в «повторяемости», «банальности», даже в «дряхлости», и тех, для кого режиссер по–прежнему остается «великим Вуди», а картина — «одна из самых цельных и остроумных». Как бы то ни было, но упрекать самого оскароносного гения экрана в «дряхлости», мягко говоря, опрометчиво. Вуди Аллен, готовый отметить двойной юбилей — 80–летие со дня рождения и 50–летие со дня выхода своего первого фильма, — каждый раз демонстрирует жажду жизни, мобильность, тонкий юмор. Если принять во внимание невероятную творческую плодовитость режиссера (каждый год по фильму, а то и по два), то это и есть «молодость души». Экран, как известно, дело тонкое: он способен выявить то, что не всем сразу заметно. Каждый фильм Вуди Аллена проявляет озорство, искрометность, изобретательность, творческий азарт автора. Только молодой человек в свои 80 может сказать: «Моя позиция насчет смерти с годами не изменилась — я категорически против!»



«Иррациональный человек» — фильм–ребус, фильм–загадка, кажущаяся простота которого таит в себе много подвохов. Их можно совсем не заметить, натолкнуться и принять видимое за действительное. Вуди Аллен так лихо и незаметно жонглирует сюжетными ходами, смыслами, что очевидное точно оказывается невероятным и наоборот. Этот замысловатый коктейль густо замешан на определенных культурных кодах: европейская философия, классическая литература, лучшие американские кинотрадиции. Начало фильма — в стиле интеллектуального кино. Преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), потерявший интерес к жизни, давно не находящий в ней никаких источников для радости, тем не менее не потерял своей личностной привлекательности. Свободные рассуждения на темы экзистенциального выбора по Кьеркегору, роковой случайности по Сартру, предопределенности по Хайдеггеру, теории познания по Канту и много еще о чем другом не оставляют сомнений в профессиональной основательности ученого. Состояние душевного кризиса изредка нарушается то плотскими желаниями коллеги Риты (Паркер Поузи), то отнюдь не сентиментальными приключениями с молоденькой студенткой Джилл (Эмма Стоун). Начинается поворот в сторону то романтической драмы, то романтической комедии. Однако вкус к жизни у отчаявшегося профессора возвращается только тогда, когда появляется желание совершить поступок: убийство коррумпированного судьи, от решения которого может пострадать другой человек. Прямое цитирование «Преступления и наказания», некоторых правил игры в «Русскую рулетку» возвращает фильм в пространство то криминальной, то психологической драмы, а далее пошел уже триллер с примесью фарса. Догадавшаяся о преступлении Джилл нервно потребовала от возлюбленного признания вины, за что и должна была быть сброшена в лифтовую шахту (привет «Американской трагедии» Драйзера и «Матч–пойнт» самого Вуди Аллена). В итоге наказание свершилось: Эйб сам оказался на дне шахты. Джилл обрела счастье, признаваясь, что никакая философия не может сравниться с реальной жизнью, что благодаря произошедшему лучше поняла себя, что отойти от пережитой драмы помогает новая любовь (привет «Душечке» Чехова). С финальным кадром приходит понимание того, что «Иррациональный человек» — абсолютная притча. Главным героем, своеобразной вишенкой на многослойном торте, оказывается вовсе не профессор Эйб, а дивное голубоглазое создание по имени Джилл, которая вдохновляла, искушала, восхищалась, предавала — и осталась без наказания. Вот уж точно: «падаешь на банановой кожуре — а под тобой разверзается адская бездна». Вполне в духе Вуди Аллена.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 157 (24787). Среда, 19 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter