Игры наши

Последние поражения сборной Беларуси по футболу, вылившиеся в мучительные страдания тысяч человек на стадионе и перед экранами телевизоров, заставили задуматься о феномене игры в нашей жизни.
Последние поражения сборной Беларуси по футболу, вылившиеся в мучительные страдания тысяч человек на стадионе и перед экранами телевизоров, заставили задуматься о феномене игры в нашей жизни.

Ну в самом деле, что произошло? Погоняли ребята мячик, получили пару "банок" в Минске и пять в Вене, да разъехались по городам и весям. Они - профессионалы - постараются быстро забыть о происшедшем. В этом им помогут столь же профессиональные психологи, которые, делая руками неуловимые пассы, будут монотонно и вкрадчиво повторять: "Все это сон, сон, сон..." Весь вопрос в том, где нам, простым крестьянским тиффози из Жабинки да Старых Дорог, найти психотерапевта, который смог бы без водки да крика успокоить оскорбленное национальное самосознание.

А что - ведь футбол, как и иные игры, столь же ощутимо влияет на этот популярный феномен, как и направленная государственная политика. Выиграли - и распирает, понимаешь, чувство национальной гордости. Вспомните легендарную шайбу Копатя шведской сборной: даже продвинутые домохозяйки, страшно далекие от этого североамериканского изобретения, побросали на кухне ложки-поварешки и кричали "Ура!" столь же истово, как и их вспотевшие от счастья мужья и дети.

Для нас, воспитанных на победах советских сборных (где больших, где меньших), становление национального спорта происходит достаточно болезненно. В смысле не профессиональном, а в аспекте осознания того простого факта, что страна-то мы все же небольшая и многие игровые процессы надо начинать фактически заново. То есть заново создавать материальную базу, заново формировать детско-юношеские школы, соответствующее отношение общественности к игровикам, привыкать к поражениям и, стиснув зубы, добиваться постепенного движения вперед.

Вот иногда слышишь, что Э.Малофеев виноват. Или украинские легионеры плохо бегали. Может быть, но пусть профессионалы разбираются в деталях и сути. Нам важнее подчеркнуть иное: игры наши есть следствие нашей же жизни, наших проблем, наших споров и наших отчаянных попыток исправить положение.

Обратите внимание на детали. Вот исполняют национальный гимн. Несложно заметить по лицам игроков, что им глубоко "по барабану" и эта музыка, и то, что за ней стоит. Соперники любят в эти трогательные моменты пообниматься, демонстрируя единение и силу сплоченного коллектива. Мы же подчеркиваем свою "незалежнасць", опираясь в лучшем случае на свои собственные мысли. И, полагаю, это происходит вовсе не потому, что ребята какие-то не такие или не хватило тренерского мастерства настроить коллектив на соответствующее начало игры. Дело в ином: общество все еще не привыкло к необходимости национального единства в этих вроде бы второстепенных эпизодах нашей жизни. В самом деле, ведь не война же, не дай Бог. Просто игра.

Но эта "просто игра", если она касается жизнеощущения миллионов людей, выходит далеко за пределы беготни за мячиком или толкания загнутыми палками в ту или иную сторону резинового кружка. Вспомните: Пеле предлагали баллотироваться в президенты Бразилии, а слово Франца Беккенбауэра в ходе предвыборных баталий в Германии было не менее весомо, чем голоса целой партии. Да и в российской политической жизни соответствующие прецеденты уже имеются. Как известно, легендарный борец А.Карелин немало сделал для победоносного "туше" соперников "Единой России" в ходе парламентских выборов.

А что у нас получается? Как привыкли мы относиться к себе с некоторой долей самоуничижения, так этот процесс и продолжается. Вот, например, на Полесье до сих пор играют в игру, которая носит прозаическое название "свинья". Участники стремятся загнать сшитые матерчатые шарики (или мячики поновее) в лунки, выкопанные в земле. Плебейская игра с Полесья - "в свинью" - тем не менее живо напоминает аристократический английский крокет. Но ведь, обратите внимание, это до сих пор "свинья", но не крокет.

Суть-то вопроса в том, что генетические вещи страшно живучи. Как загнали когда-то нам в ДНК элементы психологии индивидуализма, приниженности, так они периодически и выпирают наружу. Вот та же футбольная Голландия - блестящие имена, великолепные традиции. А что, мы голландцев никогда не колотили? Подумаешь, Страна тюльпанов. А мы "республика картошки", а крахмал - он поважнее цветочного одеколона будет.

Вообще, иногда кажется, что нам футбол-хоккей представляется чем-то примитивным, простым. А что там мудреного? Стукнул, побежал, потом тебя стукнули, упал, притворился мертвым. Но этот внешний примитивизм не имеет ничего общего с существом дела. Здесь может быть приемлемой аналогия с автомобилестроением. Помните, однажды наш большой руководитель, посещая Тольятти, заявил, что мы в ближайшее время выйдем на передовые рубежи в автомобилестроении. То, чем закончилась эта демагогия, понятно и общеизвестно. Дело в ином: автомобиль - это культура производства, культура технологическая, культура инженерная, инновационная и так далее. Футбол находится в этом же смысловом ряду. Это прежде всего культура. Культура мысли, культура стратегического мышления, культура поведения, культура национального единства, не говоря уже, собственно, о профессиональных умениях. Даже игровое поле несет на себе отпечаток цивилизованности и культуры. Оскорбительно играть высоким профессионалам на плохом поле. Иными словами, подытоживая сказанное, нам необходимо уходить от излишнего прагматизма в своей работе, ибо любой сфере, в том числе спортивной, необходим широкий культурный контекст.

Игры наши, таким образом, явно перерастают короткие штанишки собственно игровых действий. Игра становится элементом политической, культурной, экономической, психоэмоциональной жизни. И это касается как собственно игровых видов спорта, так и всей нашей жизни. "Что наша жизнь? Игра..." - так, насколько помнится, писал Уильям Шекспир. Мы действительно играем роли, когда осознанно, когда нет. Но наши личные роли - это прежде всего наша личная ответственность. Тогда же, когда речь идет о национальных ролях, национальных играх, национальном представительстве, тогда нам всем далеко не все равно, что происходит на футбольном поле, хоккейной площадке, газонах бейсболистов и "летних" хоккеистов.

Мы можем сохранять равнодушие и даже приплясывать при словах известной песенки, где "Аргентина - Ямайка, пять ноль", но от равнодушия и следа не останется, когда зайдет речь о нашем собственном венском вальсе середины июня. Нам не все равно, когда нас стирают в футбольную пыль. И, на наш взгляд, вне зависимости от профессионального разбора ситуации, необходимо общественное обсуждение проблемы. И не только в том смысле, что нет денег для приглашения иностранного специалиста.

Единственное, что хочется сказать в заключение, - это то, что конструктивизм всегда должен преобладать над разрушительными тенденциями. Легче всего найти стрелочника, обрушить на общество казенную фразеологию вроде того, что "мы перестроились", "виновные строго наказаны" и в заключение преподнести окружающим образец чиновничьего творчества - "составлен план".

Ломать - не строить, это очевидно. Нет никакой необходимости повторять наши старые ошибки: чтобы сделать лучше, то, что было, надо снести до основания. Видимо, гораздо мудрее окажется эволюционный, постепенный ход перестройки как футбольного, так и в целом культурного хозяйства. То есть надо думать, а уже потом принимать решения.

Кто-то написал, что первый урок, который дают мексиканцы своим потомкам, едва те появляются на свет, гласит: "Дитя, ты явилось в мир, чтобы терпеть. Терпи же, страдай и молчи". Что ж, в этом смысле мы, белорусы, подлинные мексиканцы. Но, видимо, необходимо сделать и следующий шаг: говорить о своих проблемах вслух и быть счастливым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter