Наши экспортеры страхуются от претензий Россельхознадзора в лаборатории

Игры на опережение

Решений Россельхознадзора наши производители молочной и мясной продукции сейчас очень ждут и опасаются, что они будут не в их пользу. Приспела пора заключения договоров на поставки продовольствия в 2017 году, и если вновь начнется череда «желтых» и «красных» карточек и вереница громких заявлений о том, что белорусская колбаса — настоящий яд и есть ее российскому потребителю нельзя под страхом смерти и потери здоровья, экспорт может и не сложиться. Подобные претензии обычно впоследствии не подтверждаются, но от финансовых потерь такое запоздалое признание спасает мало. Удивительно, но лишь немногие наши производители предпочитают играть с российскими ветеринарными и фитосанитарными службами на опережение, подстраховывая свою продукцию документами, полученными в белорусских и российских лабораториях.


Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Например, к Белорусско-российской программе мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, стартовавшей в нынешнем марте, более чем в 70 процентах случаев наши предприятия присоединяются по запросам российских контрагентов — торговых сетей и оптовиков. Они от нарушения графиков поставок продукции страдают даже больше, чем наши предприятия, нередко продающие свой товар на соседский рынок на условиях полной предоплаты. В остальных же случаях лаборатории работают по претензиям, с которыми к ним обращаются общества по линии защиты прав потребителей, а также по запросам предприятий, которые пытаются обезопасить свой бизнес сертификатом, доказывающим, что товар имеет медико-биологическую и пищевую ценность, заявленная натуральность продукта реальна, а потому высокий ценник оправдан.

Правда, ожидания, что проверки пройдут как по маслу, не всегда сбываются, рассказывает гендиректор Евразийского агентства международного сотрудничества, член Российско-белорусского делового совета Александр Ольшевский. По данным на начало ноября, в программе участвовало 57 белорусских предприятий. Примерно пятая часть из них получила замечания от российских экспертов, с семью ведутся консультации по устранению несущественных замечаний в процедуре контроля качества. И продукция пяти, или 9,5 процента, оказалась вовсе не рекомендована к закупкам. Этот показатель по сравнению с реалиями российского рынка, где проверки по отдельным регионам находят нарушения порой в 90 процентах случаев, относительно низкий, но, как говорится, важен сам прецедент.

Возникает закономерный вопрос: а судьи, то есть проверяющие, кто? Экспертами выступают специалисты центра сертификации «Здоровое питание — здоровье нации», работающего в России свыше 11 лет и представленного во всех федеральных округах. Александр Ольшевский уверяет: к выбору лабораторий подходили со всей ответственностью, в первую очередь обращали внимание на безупречность их репутации.

— Программа ориентирована на конструктив, то есть на то, чтобы поддержать добросовестных производителей. А там, где находятся проблемы, рекомендуем варианты их устранения. В большинстве случаев предприятия благодарны за такие шаги, — подчеркивает Ольшевский. — Но есть разовые случаи, когда нам отказываются предоставлять образцы, давать какие-то комментарии, ведь информация об итогах проверок после поступает в госорганы обеих стран.

Например, наши сыроделы, пенявшие на фальсификат, попались на нестабильности качества. Кстати, о фальсификате. Недавно специалисты разбирались по жалобе крупных российских оптовиков на предмет появления на их полках неотличимых от оригинала подделок мясных консервов. Повод для беспокойства резонный: больше половины содержимого банки — отходы. Подпольный завод искали долго, пока в наших торговых сетях не выявили аналогичный «бракованный» товар. Что это — соседи-фальсификаторы наладили поставки к нам или все же что-то не так на самом заводе? Идет детальное разбирательство. Как и в случаях с другими обращениями по мясным консервам, полутвердым сырам и кондитерским изделиям из шоколада — любят их подделывать в России. К декабрю, обещают специалисты, все расследования должны закончиться.

Тем временем Александр Скрипко, директор расположенного в Столбцовском районе СЗАО «Агрокомбинат «Колос», которое ни разу не «проштрафилось» перед соседями и вот-вот должно получить сертификаты Белорусско-российской программы мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, советует коллегам уже сейчас обратить внимание на ряд технических вопросов. Много нареканий у контролеров бывает прежде всего на неверно оформленные товаросопроводительные документы и маркировку. Так почему бы не изучить требования соседей и не рассказать об этом персоналу? Также стоит обращать внимание на температурный режим во время перевозки и санитарное состояние авто. Чтобы не переживать по этому поводу, агрокомбинат, например, закупил 18 автомобилей и старается поставлять товар на соседний рынок своими силами.

— А вот качественные характеристики продукта — категория скользкая, — продолжает Скрипко. — В случае предвзятости любой продукт по результатам исследований может оказаться проблемным. Уверен, умысла со стороны надзорных органов России чаще всего нет, но меня как руководителя настораживает, когда серьезные недостатки выявляются одномоментно у нескольких крупных предприятий.

Впрочем, Александр Ольшевский просит не драматизировать ситуацию и заглянуть на сайт Россельхознадзора, где ругают не только белорусов, но и других производителей. Немало там серьезных претензий и к российским предприятиям. Мол, бывало, крупнейшие молокозаводы останавливали на 30—40 дней. Другое дело, менталитет соседей таков, что даже не самый чистый на руку российский производитель всегда будет рьяно отстаивать свои интересы в судах. Он даже согласится на дополнительные мониторинги и исследования, чтобы только вывернуть ситуацию в свою пользу. Наши же предприятия предпочитают отмалчиваться и не тратиться на лаборатории и тем самым создают себе дополнительные проблемы. А зря. Ведь потребность в качественных продуктах на российском рынке велика, особенно в премиум-сегменте. Если эконом-вариант соседи еще могут предложить, то над более дорогим товаром им придется поработать: пищевую промышленность фактически приходится собирать с нуля. А значит, вопрос качества там будет стоять еще долго.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter