Под Новый год могилевчанка Алла Рыбочкина достает с антресолей коробку с елочными игрушками своего детства

Игрушки из детства

Когда городские улицы начинают пахнуть хвоей и радовать прохожих сиянием гирлянд, могилевчанка Алла Рыбочкина достает с антресолей коробку с елочными игрушками. Яркие шары, зеленые шишки, цветные самолетики традиционно перекочевывают на маленькую елочку. Но самое почетное место вот уже которое десятилетие неизменно занимают серый ослик из ваты и смешной картонный медвежонок. С ними у пенсионерки связаны особые воспоминания. 



— Это было в конце сорок восьмого. Я, десятилетняя на тот момент девчонка, жила вместе с родителями в гостинице «Днепр»: драмтеатр, в котором мой отец работал режиссером, арендовал там комнаты для актеров и их семей. Людмила Аринина, будущая заслуженная артистка РСФСР, только-только приехала в Могилев после окончания ГИТИСа. Запомнила ее молодой, красивой, жизнерадостной девушкой. И очень щедрой. В канун Нового года родственники прислали Людмиле  посылку с восточными сладостями — пастилой, орехами, халвой. Аринина, не жалея, угощала ими коллег. А мне сделала просто царский подарок: вручила ослика.

Праздник у Аллы тогда удался: собственная настоящая игрушка у детей послевоенного города — большая редкость! Аринина подарила своей маленькой поклоннице еще и фотографию, которая тоже не затерялась при многочисленных переездах. На ней двадцатилетняя актриса запечатлена в роли Машеньки из одноименной пьесы Александра Афиногенова. На обратной стороне — надпись: «Алчоночек, будь умной девочкой и помни тетю Люду». Вскоре они расстались: молодая актриса из Могилева уехала.

Девочка, хоть давно выросла, тетю Люду не забыла. Больше они не встречались, но Рыбочкина пересмотрела, считай, все картины с любимой артисткой. Фильмотека у Арининой солидная — более чем девяносто художественных лент. Зрители помнят ее по таким фильмам, как «Мама вышла замуж», «Белорусский вокзал», «Строговы», «Гостья из будущего», и даже «Ералашу». 

— А вот эту игрушку папа Борис Барабанов принес мне ровно семьдесят лет назад, в декабре Людмила АРИНИНА в пьесе «Ма-шенька», которую ставил на моги-левской сцене Борис Барабановсорок четвертого, — Алла Борисовна бережно достает из пакетика плоского мишку. — После освобождения Ворошиловграда (теперь это Луганск) мы с мамой приехали к ее родителям. И папа — а он был офицер Красной Армии — дал знать, что его часть остановилась неподалеку, в городе Чугуеве Харьковской области. Конечно, после долгой разлуки все мы мечтали о встрече. 

…И она случилась. Выбеленный украинский домик, смех и слезы. Крепкие отцовские руки оторвали Аллу от пола, прижали к себе. А потом дочь капитана возилась с крошечным медвежонком. Борис Барабанов нашел незатейливую эту игрушку  в подарочном пакете, который выдали офицерам к Новому, 1945 году. Медвежонок двигал лапками, скрепленными с картонным телом нитями. За те же нити можно было подвесить его и на елку. Правда, сами ели ставить стали намного позже — в пятидесятых. Да и потом в Новый год Алла Рыбочкина чаще работала, чем отдыхала, — как организатор-методист готовила праздничные программы и сама почти сорок лет вела утренники и вечера. 

Удивительно, но мишка с осликом и сегодня как новенькие — хозяйка обращается с ними очень аккуратно. Материальной ценности они не имеют, но для пенсионерки очень дороги. Как кусочек той далекой жизни, в которой было и голодно, и холодно, но было и ощущение счастья, подаренного вместе с игрушками. Это чувство с годами не только не притупилось — напротив, стало еще сильнее…

svet.markova@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter