«Игрушечный» город

ОАО «БЕЛФА» — лучшее предприятие белорусской легкой промышленности и самая крупная фабрика по производству искусственного меха в Европе

«Купите котенка, всего пять тысяч!» — девочка лет двенадцати тянула к окну вагона худенькие ручки. Пальчики были унизаны веревочками от мохнатых зверюшек: кошечки, собачки, зайчики… Как только поезд подошел к вокзалу в Жлобине, на перрон высыпала толпа торговцев с игрушками всех размеров и мастей: от крохотных мопсов до гигантских львов с лохматыми гривами. 

Узкая полоска асфальта перед путями в считаные секунды превратилась в настоящий восточный базар. «Видать, зарплату на местной меховой фабрике продукцией дают», — убежденно сообщил сосед по купе. В принципе, никто из торговцев этого не отрицает, но в открытую и не подтверждает выдачу зарплаты натурой. Откровенно врать не хотят, а заблуждения проезжающих, их сочувственное отношение к «игрушечным афеням» — хорошая мотивация для покупки. За пять тысяч я купил у малышки беленького пушистика из искусственного меха — уж больно взгляд у ребенка был просящий. Когда прошелся по вагону, в каждом купе заметил мягкую зверюшку. Словом, сбыт налажен неплохо. 

Самое интересное, жлобинская фабрика искусственного меха фактически не производит мягких игрушек. Как и зарплату продукцией не выдает — только деньгами. Причем без задержек. Сегодня ОАО «БЕЛФА» — лучшее предприятие белорусской легкой промышленности. И, кстати, самая крупная фабрика по производству искусственного меха в Европе. В прошлом году «БЕЛФА» выпустила 19,3 миллиона квадратных метров продукции, а мировой лидер легкой промышленности Китай – около 8 миллионов. 

— Основная стратегия развития предприятия – производство искусственного меха, — утверждает Сергей Циркунов, заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «БЕЛФА». – Собственное швейное производство имеется, но оно очень небольшое и работает в рекламно-маркетинговых целях. Там изготавливают изделия из искусственного меха для его популяризации и среди потребителей, и среди белорусских швейных фабрик. 

Номенклатура фабрики сегодня достаточно широкая – сотни наименований искусственного меха, различного по составу, фактуре, цветовой гамме… Приоритет отдается «игрушечным» мехам. Но это не стратегия развития фабрики, а маркетинговая необходимость: что пользуется спросом – то и производят. Сегодня практически в каждой мягкой игрушке, сшитой в Беларуси, имеется «пушок» от «БЕЛФА». Около 70 процентов продукции жлобинского предприятия предназначены для пошива детских зверюшек. 

Этим в райцентре занимаются тысячи людей: организуют небольшие фирмы, работают как индивидуальные предприниматели или занимаются промыслом нелегально. На вокзале реализуется лишь малая толика игрушек. В городе налажена бойкая оптовая торговля. Около трех часов ночи начинает работать специальный рынок — там продается искусственный мех в рулонах и отрезами и готовая продукция. Пик торговли – раннее утро, когда приезжают оптовые покупатели из других городов. Потом подтягивается розничный покупатель. Редкий командированный не посетит эти торговые ряды – они уже давно стали городской достопримечательностью. 

Что касается вокзальной торговли, то она, в общем-то, незаконна. Периодически милиция проводит рейды, нарушителей призывает к ответу налоговая инспекция, но люди все равно спешат к поездам с ярким игрушечным товаром. 

— У нас торговля на перроне вызывает смешанное чувство, — говорит Сергей Циркунов. – С одной стороны, упорно поддерживается миф о тяжелом состоянии предприятия. Бывало, даже пресса велась на эту удочку и давала репортажи по непроверенным фактам. Конечно, это вредит имиджу предприятия. Но, с другой стороны, это и реклама. Проезжающие  через Жлобин обязательно узнают, что в городе есть фабрика по производству искусственного меха. Благодаря «вокзальному» пиару у «БЕЛФА» появляются даже новые партнеры. Купят люди игрушку, а потом звонят нам, интересуются продукцией, номенклатурой, ценами, делают заказы… 

Лет 15 назад на фабрике производили более 30 миллионов квадратных метров меха в год, причем 85—90 процентов – для пошива верхней одежды. В условиях дефицита искусственная пушнина уходила на ура. В памяти потребителей еще живы воспоминания о полушубках из «чебурашки». В восьмидесятые годы выпускали всего 2 расцветки – черную и темно-коричневую. Сегодня спрос на искусственный мех значительно упал. Хотя нынче его выпускают широкой цветовой гаммы, с выделкой, со специальными затейливыми рисунками… Но переубедить любителей натурального нелегко. Как и швейные предприятия. Руководство «БЕЛФА» не раз вело переговоры с лидерами отечественного швейного производства – пока безрезультатно. Такую позицию понять сложно, так как разрабатываемые ежегодно ОАО «БЕЛФА» коллекции верхней одежды с успехом продаются. К сожалению, наладить собственное пошивочное производство фабрике не под силу. 

В былые годы одежный мех неплохо шел за границу. Но за последние годы у ближайших соседей открылось немало собственных предприятий, появились иные преграды. Скажем, если в Украину еще в начале 2000-х «БЕЛФА» продавала около половины своей продукции, то несколько лет назад Киев значительно повысил ввозные таможенные пошлины — наш мех потерял ценовую привлекательность, и экспорт в эту страну упал почти до нуля. 

Говорят, белорусское правительство тоже планировало пересмотреть таможенные пошлины для «импортных» меховщиков. Но руководство жлобинской фабрики высказалось за свободную конкуренцию с иностранцами на внутреннем рынке. 

— В большинстве случаев наша продукция выгодно отличается по ряду параметров, — говорит Сергей Циркунов. – Поэтому импорт искусственного меха в Беларусь весьма незначителен. К тому же благодаря продукции иностранных производителей мы, не покидая родного города, можем отслеживать тенденции мирового рынка, анализировать и совершенствовать собственное производство. 

Руководство фабрики не теряет надежду популяризировать одежду из своего материала. Но пока продолжает развивать «игрушечные» виды меха. Скажем, здесь придумывают специальные расцветки: под тигра, леопарда, крокодила… Фактически производят готовые выкройки: только ровно вырежи, набей, прострочи пару швов – и зверь готов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter