Почему западные соцсети не блокируют мошеннические схемы, а наоборот, помогают им развиваться

Играют на доверии

Многие белорусы уже сталкивались с рекламой «невиданных марафонов щедрости» и «выгодных инвестиционных предложений» якобы от лица «Беларуськалия» и «Газпром трансгаз Беларусь». Весной такие объявления часто высвечивались в Instagram, сейчас постоянно мелькают в ленте Facebook. При этом мошенники не просто пытаются выманить деньги, используя названия промышленных гигантов, а заявляют, что за всем этим стоит государственная инициатива.

Это мы уже проходили

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке — факт. Но как же хочется поверить в сказку о том, что можно зарабатывать не прилагая абсолютно никаких усилий. «Вложи 1000 рублей — и через неделю получишь уже 3390», звучит заманчиво, правда? Особенно если заработать предлагает не кто-то со стороны, а наш родной «Беларуськалий». Да еще и в «совместном инвестиционном проекте с Правительством».

Убедительности добавляет то, что информация о так называемых инвестициях распространяется в соцсетях под логотипами информационного агентства БЕЛТА и телеканала «Беларусь 24». На первый взгляд вообще кажется, что это просто новости в ленте. Кликаешь по ссылке — и оказываешься на сайте, который внешне напоминает все то же БЕЛТА. Тут в красках расписываются преимущества «выгодных инвестиций» и истории «первых участников» программы.

При этом прикреплено видео, где смонтированы кадры с одной из пресс-конференций Александра Лукашенко, которая, естественно, никакого отношения к инвестициям не имела. Вообще, в тексте (написанном довольно коряво и с обилием ошибок) очень много отсылок к Правительству, государственным органам.

Однако ни государство, ни промышленные концерны, ни СМИ к мошеннической схеме не имеют никакого отношения. Логотипы и имидж используются неправомерно лишь для того, чтобы сыграть на доверии граждан. И, по сути, если все эти ссылки и упоминания убрать, что останется? Банальный развод на деньги по схеме финансовых пирамид вроде МММ.
Все акции компании «Беларуськалий» принадлежат государству. Их невозможно купить ни через интернет, ни по телефону. То же самое касается «Газпром трансгаз Беларусь», акционером которого на 100 процентов выступает российский «Газпром».

Двойные стандарты в действии

Насколько изощренными могут быть мошенники в интернете, удивляться не стоит. В попытках легкого заработка они представляются сотрудниками банков, милиции и ЖКХ. То, что сегодня они стали прикидываться «Беларуськалием» и «Газпромом трансгаз Беларусь» — неприятная, но закономерность.

Настораживает другое: преступные схемы продвигаются алгоритмами социальных сетей под видом рекламы. То есть, перед тем как попасть в ленту к белорусской аудитории, эти объявления и ссылки были одобрены менеджерами Facebook и Instagram. Их не смутили ни очевидные фейки, ни ссылки на сайты-копии.

Пропустили по невнимательности? Вряд ли, ведь абсолютно все официальные страницы белорусских медиа, государственных компаний или ведомств эти соцсети маркируют специальными значками и пометкой «контролируется государством Беларусь». Так почему же менеджеры Facebook не ставят аналогичные метки на очевидной рекламе мошенников? Почему они дают добро на распространение заведомо фейковых новостей?

Ответ один — жажда денег. Выручка компании Meta, которая владеет Instagram и Facebook, во втором квартале этого года достигла 32 миллиардов долларов, львиная доля из которых — доходы за рекламные объявления в соцсетях.

Еще в 2021-м экс-сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген опубликовала документы, которые доказывают, что соцсеть умышленно продвигает небезопасную для пользователей рекламу. Мошенники и наркоторговцы беспрепятственно предлагают свои услуги в ленте новостей, потому что отстегивают за эту возможность компании Марка Цукерберга приличные деньги. Только бизнес и ничего личного.

Кстати, тогда же Фрэнсис Хауген заявила, что алгоритмы Facebook провоцируют разжигание агрессии и ненависти среди пользователей. Реклама мошеннических схем для белорусской аудитории — как раз такой случай. Ведь те, кто пытается обмануть и кинуть на деньги людей, прикрываясь при этом государством, именами крупных компаний и авторитетных СМИ, явно хотят раскачать обстановку внутри страны. Создавать поводы для недовольства в обществе перед крупными электоральными кампаниями 2024—2025 годов начинают уже сейчас, как это было и перед 2020-м. Неприметно, через соцсети, с помощью заокеанских хозяев.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter