Незрячий минчанин с отличием окончил школу, учится в музыкальном колледже, поет и сочиняет музыку

Играющий в темноте

Иван Цедрик с рождения ничего не видит. Но инвалидность I группы не мешает ему строить большие планы на жизнь. Парень, который только на ощупь знает, как выглядят ноты, клавиши инструмента и даже собственные пальцы, с трех лет занимается музыкой. Когда-то давно окружающие могли усомниться, что он многого добьется, но сегодня и педагоги, и сверстники уверены: все реально. Историю мальчика, у которого нет зрения, но есть абсолютный музыкальный слух, завидное упорство и поддержка близких, узнала наш корреспондент.

Готов заниматься сутками

Встречаемся с героем в специальной школе № 188 для детей с нарушениями зрения. В прошлом году Иван окончил здесь 9 классов, а сегодня приехал навестить своих учителей вместе с бабушкой Тамарой Андриановой, неизменно его сопровождающей. В коридорах парня радостно приветствуют взрослые и дети. В библиотеке вручают подарок — набор рабочих тетрадей для незрячих.

— Когда я привезла Ваню в первый класс, весь год сидела с ним неотлучно во время уроков, учились вместе, — рассказывает Тамара Андрианова.

В здании обустроена безбарьерная среда для незрячих — полы со специальным тактильным покрытием, всюду таблички со шрифтом Брайля. За год Ваня усвоил алгоритм передвижений, поэтому со второго класса бабушка только привозила и забирала его.

Общеобразовательные предметы мальчик освоил успешно. Также он посещал музыкальную школу по классу фортепиано и аккордеона. Благо обучение проходило в одних и тех же стенах — на базе спецшколы работает филиал 19‑й детской музыкальной школы искусств. В первой половине дня идут обычные учебные занятия, а во второй здание наполняется звуками флейты, гитары, аккордеона, барабанов.

— Обучаем ребят нотной азбуке по Брайлю, — поясняет заведующая филиалом для незрячих и слабовидящих детской музшколы искусств № 19 Марина Доросева. Но пока они осваивают эту методику, разучиваем произведения и с помощью диктофона — наигрываем фрагмент, показываем, какой звук какой клавише и ноте соответствует, записываем. Ученик повторяет. Безусловно, это требует куда больше времени и усилий, чем занятие со зрячими детьми. Но Иван был готов заниматься сутками. К тому же у него абсолютный музыкальный слух и отличная память.

Иван Цедрик с бабушкой Тамарой Андриановой.

Музыка ведет

Девять классов Иван окончил с отличием. К поступлению в Минский государственный музыкальный колледж имени Глинки он как пианист, аккордеонист и композитор уже был лауреатом республиканских и международных конкурсов. Причем не только инклюзивных. Спецпредметы сдал на десятки. Опасался одного: как будет заниматься вместе с обычными учащимися? Но на адаптацию хватило пол­года.

— Встретил понимание и педагогов, и ровесников, — говорит Иван. 
— Никто ни разу не обмолвился, что я не такой, как все. Бывает, остановлюсь, замешкавшись, посреди коридора, потому что не понимаю, в какой стороне ступеньки, и тут же рядом кто-то берет за руку, предлагает помощь.
Обычных учебников Иван не видит и конспектов писать не может. Поэтому, когда приходит домой, озвучивает бабушке то, что понял, и она излагает на бумаге. Самостоятельные и контрольные парню тоже дают на дом — бабушка или родители их записывают под диктовку. По музыкальным дисциплинам также приходится дома заниматься дополнительно.


— Порой до двух ночи с ним сидим, а в шесть утра снова вставать, — рассказывает Тамара Андрианова. — Предлагаю отдохнуть, а он протестует: «Нет, надо закончить!» Никогда не позволял себе пойти неподготовленным.

В свободное время Иван всегда за инструментом, подбирает на слух эстрадные песни, пишет музыку. А еще поет в Экзаршем инклюзивном хоре «Радость души». С удовольствием сыграл для меня одну из своих композиций «Дыхание космоса».

Что ждет талантливого парня? После окончания колледжа по своей специальности «Искусство эстрады (инструментальная музыка)» он будет владеть тремя квалификациями: артиста, руководителя творческого коллектива и учителя музыки. Директор 188‑й школы Любовь Каханович говорит, что возьмет выпускника к себе на работу с руками и ногами, если будут вакансии. Но сам Иван намерен поступать в Академию музыки или БГУКИ.

— Талант и трудолюбие ребенка, командная работа педагогов и поддержка семьи — необходимые условия для успешной адаптации и развития, — подытоживает директор. — Это тот редкий случай, когда есть все три составляющие. Поэтому успех очевиден.


kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter