Иван Цедрик с рождения ничего не видит. Но инвалидность I группы не мешает ему строить большие планы на жизнь. Парень, который только на ощупь знает, как выглядят ноты, клавиши инструмента и даже собственные пальцы, с трех лет занимается музыкой. Когда-то давно окружающие могли усомниться, что он многого добьется, но сегодня и педагоги, и сверстники уверены: все реально. Историю мальчика, у которого нет зрения, но есть абсолютный музыкальный слух, завидное упорство и поддержка близких, узнала наш корреспондент.
Готов заниматься сутками
Встречаемся с героем в специальной школе № 188 для детей с нарушениями зрения. В прошлом году Иван окончил здесь 9 классов, а сегодня приехал навестить своих учителей вместе с бабушкой Тамарой Андриановой, неизменно его сопровождающей. В коридорах парня радостно приветствуют взрослые и дети. В библиотеке вручают подарок — набор рабочих тетрадей для незрячих.— Когда я привезла Ваню в первый класс, весь год сидела с ним неотлучно во время уроков, учились вместе, — рассказывает Тамара Андрианова.
В здании обустроена безбарьерная среда для незрячих — полы со специальным тактильным покрытием, всюду таблички со шрифтом Брайля. За год Ваня усвоил алгоритм передвижений, поэтому со второго класса бабушка только привозила и забирала его.
Общеобразовательные предметы мальчик освоил успешно. Также он посещал музыкальную школу по классу фортепиано и аккордеона. Благо обучение проходило в одних и тех же стенах — на базе спецшколы работает филиал 19‑й детской музыкальной школы искусств. В первой половине дня идут обычные учебные занятия, а во второй здание наполняется звуками флейты, гитары, аккордеона, барабанов.
— Обучаем ребят нотной азбуке по Брайлю, — поясняет заведующая филиалом для незрячих и слабовидящих детской музшколы искусств № 19 Марина Доросева. — Но пока они осваивают эту методику, разучиваем произведения и с помощью диктофона — наигрываем фрагмент, показываем, какой звук какой клавише и ноте соответствует, записываем. Ученик повторяет. Безусловно, это требует куда больше времени и усилий, чем занятие со зрячими детьми. Но Иван был готов заниматься сутками. К тому же у него абсолютный музыкальный слух и отличная память.
Иван Цедрик с бабушкой Тамарой Андриановой.
Музыка ведет
Девять классов Иван окончил с отличием. К поступлению в Минский государственный музыкальный колледж имени Глинки он как пианист, аккордеонист и композитор уже был лауреатом республиканских и международных конкурсов. Причем не только инклюзивных. Спецпредметы сдал на десятки. Опасался одного: как будет заниматься вместе с обычными учащимися? Но на адаптацию хватило полгода.— Встретил понимание и педагогов, и ровесников, — говорит Иван.
— Никто ни разу не обмолвился, что я не такой, как все. Бывает, остановлюсь, замешкавшись, посреди коридора, потому что не понимаю, в какой стороне ступеньки, и тут же рядом кто-то берет за руку, предлагает помощь.
Обычных учебников Иван не видит и конспектов писать не может. Поэтому, когда приходит домой, озвучивает бабушке то, что понял, и она излагает на бумаге. Самостоятельные и контрольные парню тоже дают на дом — бабушка или родители их записывают под диктовку. По музыкальным дисциплинам также приходится дома заниматься дополнительно.
Что ждет талантливого парня? После окончания колледжа по своей специальности «Искусство эстрады (инструментальная музыка)» он будет владеть тремя квалификациями: артиста, руководителя творческого коллектива и учителя музыки. Директор 188‑й школы Любовь Каханович говорит, что возьмет выпускника к себе на работу с руками и ногами, если будут вакансии. Но сам Иван намерен поступать в Академию музыки или БГУКИ.
— Талант и трудолюбие ребенка, командная работа педагогов и поддержка семьи — необходимые условия для успешной адаптации и развития, — подытоживает директор. — Это тот редкий случай, когда есть все три составляющие. Поэтому успех очевиден.