В Ельске открытие фестиваля «Грай, гармонік»

Играй, гормонь любимая

СЕГОДНЯ в Ельске открытие фестиваля «Грай, гармонік». Он проводится уже в девятый раз и стал визитной карточкой района гомельского Полесья. И на мой взгляд, абсолютно заслуженно: на два дня Ельск становится площадкой, где собираются лучшие гармонисты и частушечники страны.


Фото: www.yelsk.by

В этом году делегации представляют россияне, украинцы, молдаване и эстонцы — в общей сложности всех самородков на концертном марафоне фестиваля более 150 человек. И по нынешним меркам такая концентрация виртуозов, владеющих двухрядкой, солидная. Ведь сегодня гармонист в деревне — на вес золота, впрочем, как и самоучка, владеющий любым другим народно-любимым инструментом (к примеру, цимбалами, скрипкой, баяном)... Если и найдется пара-тройка таковых на весь район, считай, удача.

Традиция, когда ни один сельский праздник, будь то крестины, свадьба, проводы или юбилей, не обходился без приглашения деревенских музыкантов, нынче почти архаизм. Не чета, скажем, 80-м годам прошлого столетия, когда доходило даже до того, что размах и масштаб «свята» оценивали по приглашенному на него самодеятельному артисту.

Музыкант, вышедший из народа и вхожий в народ, был действительно первым парнем на деревне. Иван Белый, гармонист из деревни Золотуха Калинковичского района, с которым познакомилась в одной из командировок, помню, рассказывал, что инструмент мог и семью прокормить. С ностальгией 75-летний пенсионер вспоминает о своем «послужном» списке, где насчитал без малого сотню только отыгранных свадеб. Даже в Гомель, Минск и Ленинград приглашали, ради выступления, бывало, с работы отпрашивали.

Но сместились акценты. В век гаджетов и электроники большинство сельских праздников проходит не под аккомпанемент гармони, а в сопровождении написанной на синтезаторе музыки. И таковая прельщает особенно молодежь.

Родственница не так давно организовывала себе свадьбу. Предложение родителей — людей среднего возраста — о приглашении гармониста (или баяниста), мягко скажем, было воспринято холодно. Развлекательную программу к застолью готовит массовик-затейник, тамада. Двухрядка же в тени: если приспичит старшему поколению попеть народные песни, так и быть — один из гостей порадует. Благо он в свое время научился тягать меха, вот и поиграет.

Рассчитывать на то, чтобы вернуть на музыкальный пьедестал народные инструменты и сделать их настолько популярными, как в старину, глупо. Хотя и полностью не исключено, ведь, как известно, мода движется по спирали. А организовать фестиваль гармонистов — самый простой вариант поддержать колоритных артистов-самородков. Им и пообщаться, и посоревноваться в мастерстве удастся. А вдруг так получится разжечь интерес к инструменту и у молодежи? Глядишь — и традиция не будет утеряна, а клубы и СДК пополнятся самыми, пожалуй, востребованными для них кадрами — аккомпаниаторами.

Парадокс в чем? Львиная доля сельчан, занятых в художественной самодеятельности, как раз создает именно фольклорные коллективы. Основа их — народные песни и композиции, которые органично было бы исполнить в сопровождении народного инструмента, а не под фонограмму. Вот и сталкиваются подвижники культуры в деревнях с ситуацией, когда фольклорные ансамбли вроде бы как есть, но могли бы быть и поярче.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter