Играй, гармонь, над Беларусью и Россией!

Любимая ныне как в России, так и в Беларуси телепередача “Играй, гармонь”, появившись в эфире двадцать лет назад, вызвала огромное количество зрительских откликов со всего СССР. Целый поток писем хлынул на адрес автора передачи Геннадия Заволокина. Они стали путеводителем в поиске все новых и новых талантов народного музыкального творчества. “Играй, гармонь” быстро вошла в число самых популярных телепередач. К огромному сожалению, в 2001 году Геннадий Заволокин погиб в автомобильной катастрофе, но его детище не кануло в Лету. Дело отца продолжают его дети — Анастасия и Захар.
— За двадцать лет, — рассказывает мне Анастасия, — сделано 800 передач, в которых участвовало в качестве зрителей и исполнителей около 12 миллионов человек. За это время в поисках талантов мы проехали 20 миллионов километров, прослушали 50 тысяч самодеятельных артистов. Не раз бывали и в Беларуси. С этим родным братским народом у нас сложились прекрасные отношения. Мы вообще любим все национальное и тех, кто умеет бережно относиться к своей культуре. Меня радует все, что связано с соборностью, единством наших народов. Думаю, что их объединение в Союзное государство — это нормальный, естественный процесс, который рано или поздно произойдет.
— Анастасия, вы — мать четверых детей и успеваете вести такую хлопотную передачу. Как удается?
— Думаю, все дело в корнях и семейном воспитании. Родилась я в Новосибирске в 1974 году. Детство вспоминается как самая счастливая пора: мама, папа, брат и я — мы всегда жили дружно, семейные праздники проходили радостно, весело. И мама, и папа умели это устроить. Правда, отец редко бывал дома, и всегда, когда он появлялся, это становилось праздником.
Часто в доме звучала песня. Появлялась какая-то новая запись — отец приносил, показывал. Если у него рождалась новая песня, он сразу же ее исполнял своим домашним. Любовь отца к народной музыке и к музыке вообще впиталась в наши c братом души с детства. Все, чем занимался отец, и все, что я видела: репетиции, концерты, рождение передачи “Играй, гармонь” — все это всегда было рядом со мной и, естественно, стало и моей профессией, и судьбой, и счастьем, и моим крестом. Кстати, я тоже участвовала в записи первой программы — исполняла частушки. Правда, в эфир на всю страну прошел несколько укороченный, пятидесятиминутный вариант той передачи, и я в него не попала (первоначальная версия был в полтора часа).
Четверо деток у меня. Трое сыновей: Гриша — ему десять, Феде — шесть, Геночке почти два, и одна дочка — Лизонька, ей полгодика. Основные хлопоты с детьми во время моих отъездов достаются маме Светлане Дмитриевне — кому же еще доверить деток, как не родной бабушке? Правда, ей приходится решать и многие другие вопросы. Она официально является генеральным директором центра “Играй, гармонь”, и все переговоры и организационные моменты решает она. Все остальное — съемки, репетиции, монтаж передач, написание песен — делаем мы: ансамбль “Частушка”, я, мой брат Захар. “Частушка” существует уже девятнадцатый год. Этот ансамбль был создан специально для съемок передачи.
В коллектив входит и мой муж — Владимир Смолянинов. Мы его в шутку называем генеральным продюсером. По сути, это так и есть: все финансовые вопросы на его плечах. Кроме того, он делает съемки, участвует в монтаже, он же один из солистов нашего ансамбля, недавно стал еще и дизайнером журнала “Играй, гармонь”. Володя занимался и организацией строительства часовни на месте гибели моего папы Геннадия Заволокина на 95-м километре ордынской трассы в Новосибирской области. В ноябре прошлого года часовня была открыта. Строили ее почти три с половиной года, что называется, всем миром, как это бывало всегда на Руси. Были и пожертвования, собранные во время гастролей, и помощь друзей отца, помогали также и новосибирский губернатор Виктор Толоконский, и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Василий Сондыков, наши многочисленные белорусские друзья и многие другие.
— Давайте вспомним, как родилась сама идея передачи?
— В 1983 году самодеятельный сибирский гармонист Анатолий Иванович Жердев пришел к моему отцу, когда тот был еще простым гармонистом Новосибирской филармонии, и сказал: “Геннадий Дмитриевич, давайте соберем съезд гармонистов”. В те времена кругом съезды гремели. Отцу идея очень понравилась, но Анатолий Иванович вскоре после этого разговора умер. Такое чувство, что он передал эту идею отцу и ушел из жизни, как бы выполнив свою миссию. А отец подхватил ее и понес дальше. И вот, к 40-летию Победы братья Геннадий и Александр Заволокины организовали концерт “Сибирские гармонисты”. В то время вытащить на сцену гармониста было очень трудно. Отец ездил к каждому, уговаривал. Десять ветеранов выступили на этом концерте, в том числе и Дмитрий Захарович Заволокин — мой дедушка. Помню, как дедушка волновался, переживал, но все же вышел и сыграл. Ну а потом уже началась работа над передачей, которая вышла на экраны в 1986 году. Передача получила невероятный зрительский отклик! Как отец вспоминал, он сам не ожидал, что сделанное им настолько затронет души и сердца людей. Это были письма-исповеди: люди рассказывали истории своей любви, судьбы целых поколений, и все это было связано с народной песней, гармонью и другими народными инструментами. Передача “Играй, гармонь” стала явлением, духовным родником для людей, жаждущих по-настоящему душевного искусства. Она показала, что деревня не спилась, не деградировала, что наша земля не перестала рождать и растить таланты-самородки, что не удалось черной туче западной поп-культуры уничтожить в нас свое родное, национальное. Как ни крути, наш брат живуч, и гармошечка будет играть, и струнки будут звенеть, и песня будет сочиняться и лететь, и та девчонка, которая еще вчера бегала на дискотеку, родив ребеночка, будет ему петь то, что ей бабушка когда-то пела, а не то, что она на дискотеке слышала. Мамы своим деткам над колыбельками поют самые лучшие наши народные песни. Эта музыка вечна и неподвластна новомодным веяниям.
— Легко ли в наше время быть проводником славянской национальной культуры в России?
— Пробивать дорогу в эфир очень тяжело. Еще отец говорил, что ходил по Останкино, как один из динозавров, которых уже в природе давно нет. Там это ощущается в большей степени. Тяжело ходить по кабинетам, что-то пробивать, подписывать бумаги, объясняться с чиновниками, которые людей, кроме как целевая аудитория или контингент, по-другому не называют. А приезжая на съемки передачи в любое место, будь то Беларусь, Кубань или Сибирь, чувствуешь мощную подпитку. Ведь народ не проведешь. Как бы его ни околпачивали менеджеры от поп-культуры, он все равно видит, где есть правда, где есть суть, что сердцу лежит, а что нет. Другое дело, какая политика ведется в государстве, какие акценты расставляются, особенно в отношении молодежной культуры. Ведь по молодости мы все горячие и, как губка, все впитываем, и очень важно, чем “кормить” молодые души. Вот мы и видим нашу задачу в том, чтобы донести до как можно большего количества людей народное творчество. Причем подать его высоко, красиво.
— Как выбираете маршруты своих поездок?
— Мы их не выбираем — они нас выбирают: едем, куда позовут. К примеру, в каком-то городке отмечают день шахтера или день города, фестиваль народного творчества. На этот праздник приглашают и нас. Во время таких гуляний, действительно, раскрываются таланты простых жителей этих мест.
— А в Беларусь вас приглашают?
— Конечно! В советское время мы там бывали часто. Потом появились сложности. Еще недавно такую поездку было непросто организовать. Теперь, когда Союзное государство становится реальностью, надеюсь, что доедем и до наших самых любимых братьев. До будущего октября все наши поездки уже расписаны. Вот летом пригласили в Великий Устюг на праздник лаптя. Что это за праздник, как это все будет происходить, мы даже и не знаем. Летом поездок больше. Раз в месяц на неделю — это норма, а бывает, что и по два раза. Зимой — реже, но это тоже хорошо — дома непочатый край работы. Например, уже накопилось материала на одиннадцать дисков. Чтобы их выпустить, не хватает такой мелочи, как обложка, — нет времени сделать. Думаю, что в этом году мы все же выпустим эти диски. Знаю, что многие их с нетерпением ждут. Два диска обязательно будут посвящены творчеству гармонистов “Золотой десятки”. Это фестиваль, созданный еще отцом. Каждая “Золотая десятка” лучших гармонистов собирается по письмам телезрителей. У нас уже восемь таких десяток. Многие из тех, кто попал в первые десятки, уже ушли в мир иной, некоторые стали такими старенькими, что не смогут уж сыграть, а в записях живет музыка в их исполнении.
— Съемки передач “Играй, гармонь” идут по заранее написанным сценариям?
— Нет, все происходит спонтанно. Если раньше отец ездил, уговаривал, чтобы гармонист сыграл перед камерой, то теперь целые толпы приезжают на съемку передачи, бывает даже, что и бьют в плечо: “Сыми меня! Ты че меня не сымаешь? Я в деревне самый лучший гармонист”. Если есть возможность, снимаем много, а когда садимся за монтаж, начинается очень жесткий отбор. За двадцать лет мы уже столько насмотрелись, что нас удивить сложно. Что-то сразу отпадает, что-то просто не ложится в общий контекст. То один кусок примерим, то другой — вот в таком творческом поиске и рождается каждая передача.
Многие участники наших передач стали теперь настоящими народными артистами. Например, Валерий Клейко. В прошлом моряк-подводник, сейчас подполковник запаса, человек, раньше далекий от музыки, просто гармонь рядом с ним была всегда: и в подводной лодке, и везде, где бы он ни был. Теперь он гастролирует по всей стране с сольными концертами, и народ с большим удовольствием приходит послушать его игру.
Геннадий Калмыков из Орла тоже был участником передачи “Играй, гармонь”. Теперь он стал первым гармонистом мира, получившим высшее образование по классу игры на гармони. А недавно получил звание заслуженного артиста России.
А сколько простых трактористов, зоотехников, водителей, которые продолжают жить и трудиться в своих деревнях, радуя земляков живыми переливами русской гармошки! Разве они не народные артисты?!
— А белорусские гармонисты или какие-либо иные белорусские исполнители участвуют в передаче?
— А как же! Белорусские самодеятельные и профессиональные артисты участвуют почти в каждой передаче. Вот недавно мы праздновали 20-летие нашей программы в Кремлевском дворце. В съемках и праздничном концерте приняли участие “Белорусские песняры” и великолепный белорусский гармонист Николай Труханович. И это совершенно естественно. Ведь культура у нас единая, хотя и имеет каждая свои прекрасные особенности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter