Играть – как дышать

Татьяна Мархель отмечает юбилей бенефисной неделей

Татьяна Мархель отмечает юбилей бенефисной неделей


Это был Крым. За окном плескалось Черное море. Семейный курорт Алушта кружил туристов в вихре свежевыжатых соков, вина и копченой рыбы. С актрисой Татьяной Мархель мы сидели за столиком ресторана и неспешно поедали душный, сделанный по всем законам советской кулинарии, салат, греющий душу только тем, что выдавался бесплатно. Вечный удел командированных гастролеров — невкусная пища по талонам. Один неосторожный шаг в Крыму — и можешь очнуться со счетом в руках, перекрывающим твой месячный бюджет. Уж лучше сберечься под крылом общепита.


Тогда Татьяна Григорьевна уже отыграла на сцене Ялтинского театра свой звездный спектакль «Женщины Бергмана», но приз за лучшую женскую роль театрального фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» был еще впереди. Мы обменивались впечатлениями. Фестиваль неспешно пересекал свой солнечный экватор.


После театральных разговоров всплыли и житейские темы. Татьяна Григорьевна рассказывала о маме, о своей родной деревне, о том, как была счастлива, поступив в мединститут, получить на руки настоящий советский паспорт. О том, как она понимает Бергмана и как сложно с возрастом довериться незнакомым людям. О том, что с театральных подмостков уходит профессионализм, основы профессии, но главное — белорусский колорит, национальный дух, связь поколений. Отказываясь от веками проверенных традиций быта и культуры, мы сами выкачиваем воздух из нашего культурного пространства, обрекаем себя на существование в нравственном вакууме, правда, в глянцевой упаковке. Было видно, что эта тема горького распада времен для Мархель была личной болью, а не эффектным выступлением в СМИ или публичной исповедью перед телекамерами. Она не любовалась собой (кажется, что она напрочь лишена самолюбования, так свойственного, к сожалению, многим нашим артисткам), не заигрывала с отточенной высоколобой лексикой, а говорила естественно и просто, как дышала. Жаль, под руками не было ручки и блокнота, ведь именно тот разговор стал эмоциональным пиком наших бесед.


В оставшиеся дни фестиваля Татьяна Григорьевна еще не раз сорвала аплодисменты и на церемонии закрытия фестиваля, когда получала приз за лучшую женскую роль, и на веселом театральном капустнике, исполнив несколько белорусских народных песен. Понимали ли крымчане, о чем она поет? Думаю, да. Слово «брэнд» подходило в той ситуации как нельзя лучше. Мархель — действительно наш брэнд.


А потом коллеги под энергичным предводительством худрука и директора ТБД Валерия Анисенко отмечали триумф Татьяны Григорьевны под звездным небом на берегу моря. (Портье, равнодушно взирая на букеты, дипломы и раскрасневшиеся от успехов лица, отказался выдавать ключи от пляжа, закрепленного за гостиницей. На побережье группа товарищей пробиралась почти контрабандным путем.) И Татьяна Григорьевна вновь пела, на этот раз под шум черноморских волн. И подумалось: в каком бы интерьере она ни находилась, на какой бы сцене ни стояла — все при ней превращается в какое–то свое, родное, белорусское. Думая о феномене Мархель как актрисы, понимаешь, что органика ее имеет, конечно, глубоко национальную окраску. И не каждый человек в общем–то способен вобрать в себя такие ярко национальные черты, глубинный характер.


...Прошел год, но тот вечер по–прежнему вспоминается. Общение с невероятно оптимистичной Татьяной Григорьевной заряжает не хуже крымского солнца. Ее энергия и жизнестойкость, какой–то истовый, природный, идущий из самого характера оптимизм передаются и нам, ее зрителям, слушателям, через слова, музыку, театральную игру. Наша белорусская Джулия Ламберт, если позволите такое сравнение, иногда так же кокетлива и строптива, как героиня романа «Театр», но вместе с тем всегда понятна и открыта.


Нынешняя неделя в Республиканском театре белорусской драматургии — бенефисная для Татьяны Григорьевны. Увидеть ее, разную, неожиданную и противоречивую, — настоящее удовольствие для тех, кто ценит театр несуетный и неравнодушный. «Кто полюбит мадам?», «Женщины Бергмана», «Адвечная песня», «Пьемонтский зверь» и «Белый ангел с черными крыльями» — смотрите и наслаждайтесь.


23 января в театре пройдет большой юбилейный вечер. А потом бенефис, в сущности, и не прекратится, ведь любимая для многих актриса снова и снова будет выходить на сцену ТБД, где ее будет ждать свой верный зритель.


С юбилеем, Татьяна Григорьевна!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter