Орбита фестиваля Башмета притягивает выдающихся музыкантов

Играем на контрастах

В Минске в филармонии во всю ширь развернулся башметовский фестиваль. За прошедшую неделю меломаны слышали игру выдающихся музыкантов: знаменитого скрипача Сергея Крылова, пианиста Николая Луганского. Творческий вечер композитора Валентина Сильвестрова превзошел все ожидания публики — «Вечер премьер», так называлась программа, был невероятно изыскан, отточен, полон изящных деталей и благородных, трогательных сочинений. Ни единой погрешности против вкуса, ни единой фальшивой или приблизительной ноты, лишь чистота и идеальная лепка формы.


Сегодня на форуме правит бал красавица скрипачка из Германии — Вивиан Хагнер. Кроме того, в этот же вечер слушателей фестиваля, который всегда богат на новые идеи и открытия, ждет невероятный сюрприз. Многократный призер чемпионатов мира и Европы по художественной гимнастике Мелитина Станюта выступит с оркестром East–West Chamber Orchestra под управлением Ростислава Кримера.

Накануне большого музыкального восхождения мы поговорили с одним из гостей башметовской феерии, скрипачом Сергеем Крыловым, которого великий и ужасный Мстислав Ростропович назвал в пятерке лучших скрипачей XX века.

— Сергей, у вас очень напряженный гастрольный ритм. Как вы и ваша скрипка справляетесь с таким интенсивным графиком, с такими далекими перелетами?

— К скрипке надо относиться с большим уважением. За ней нужно тщательно ухаживать и следить. Это инструмент живой, он живет 300 — 400 лет. Скрипка очень чувствительна к перемене температур, давления и влажности. Поэтому нужны хорошие футляры. У меня один из самых лучших. В нем есть специальная защита от ударов и от попадания воды при дожде. Внутри поддерживается постоянная влажность. Кроме того, нужно постоянно показывать скрипку мастеру. Раз в три недели менять струны, потому что они быстро теряют звук. Многие скрипачи годами не меняют струны и жалуются, что скрипка плохо звучит...

— Вы такой же авторитет в скрипках, каким был Бах в органах?

— Об этом лучше спрашивать не у меня. Но очень многие скрипичные мастера обращаются ко мне, чтобы я поиграл на их скрипках и дал свою оценку.

— Сезон этот, я так понимаю, очень напряженный, как и все ваши предыдущие.

— Да, после Минска еду в Лондон, потом в Париж, где играю концерт Брамса. Потом я вместе с Пендерецким буду записывать компакт–диск его программы «Метаморфозы». Концерт был сочинен для немецкой скрипачки Анне–Софи Муттер, но сейчас Пендерецкий хочет, чтобы играл я, а он будет дирижировать. На Deutsche Grammofon недавно вышел мой диск, где я с Литовским камерным оркестром играю «Времена года» Вивальди. Получилось очень удачно, и теперь у нас выйдет диск 24 каприсов Паганини. А потом, в январе — феврале, еще один диск с Литовским камерным оркестром. Сейчас мы думаем о репертуаре.

— То есть вы разрываетесь между своими сольными выступлениями и работой с оркестром.

— Да, можно так сказать. Литовский камерный оркестр сейчас находится в фантастической форме. Он полностью сохранил свои традиции, и я счастлив, что уже семь лет являюсь их художественным руководителем и главным дирижером.

— Мне кажется, Ростропович не преувеличил, когда назначил вас в пятерку лучших скрипачей XX века...

— Меня недавно спросили: «Что вы чувствуете после слов Ростроповича?» Я чувствую громадную ответственность. Его никто за язык не тянул, он произнес их по собственной инициативе, но после этих слов я в колоссальной степени ответствен перед самим собой и перед его памятью. Мне трудно, но я стараюсь.

КСТАТИ

Торжественное закрытие фестиваля состоится 11 октября в Большом зале Белгосфилармонии в 19.00. В программе — обладатели премии «Грэмми» камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР и России Юрия Башмета.

Юлия АНДРЕЕВА.

cultura@sb.by

Фото  amcmusic.com

Советская Белоруссия № 193 (25075). Пятница, 7 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter