О мировой политике

Игра в покер

О мировой политике

Что стало более важной новостью — то, что сенатский комитет США по иностранным делам дал Обаме разрешение на войну в Сирии? Или то, что сенатор Джон Маккейн играл в покер на своем iPhone во время заседания в сенате, на котором решался сирийский вопрос?


Судя по скандалу, который разгорелся после этого, важнее всего все–таки маккейновская игра в покер. В интернет уже просочилась фотография занятого игрой сенатора. Ему пришлось публично объясняться с американцами. После публикации изображения Маккейн написал в своем микроблоге в Twitter об этом инциденте: «Скандал! Попался, играя на своем iPhone во время заседания в сенате, длившегося более трех часов». «Хуже всего то, что я проиграл», — добавил сенатор–республиканец.


Что же касается войны в Сирии, то новость об этом воспринялась как дело обыденное. Хотя неправильно было бы говорить, что предстоящее кровопролитие никого не волнует. Американцы не сумасшедшие и не вампиры, они против войны, как показывают опросы общественного мнения. Но эти самые опросы не становятся фактом международной политики — вот что на самом деле огромная проблема и трагедия. Помните знаменитые на весь мир слова: Make love, not war («занимайтесь любовью, а не войной») — антивоенный лозунг, приуроченный к американо–вьетнамской войне. Именно выступления общественности привели тогда к тому, что Вьетнам стал позором для Америки. И общественное мнение в мировой политике многое значило. Теперь оно не значит ничего. Знаменитый лозунг и теперь звучит, но только в первой своей части — «занимайтесь любовью», причем чаще всего однополой... В мире сегодня гораздо больше выступлений в защиту гей–парадов, чем антивоенных митингов. Вот так ловко подменена повестка дня, когда народ сам по себе, политики сами по себе. Почему бы в таком случае и не поиграть в покер на заседании комитета? Тем более что и вся мировая политика сегодня — это игра по правилам покера, где выигрывают ставки, вынуждают соперников прекратить участвовать в игре и все это происходит при наличии активной торговли в процессе игры. Маккейн, кстати, признался, что он проиграл несколько тысяч.


А выиграет ли Америка при уже практически начатой военной игре? Попробуем ответить на этот вопрос, используя хотя бы правила покера, коль других сегодня в международной политике нет.


Итак, главная ставка — кому достанется Сирия? Катару и Саудовской Аравии, которые ведут межарабскую войну, используя США? Или, наоборот, Соединенным Штатам, которые используют религиозно–общинный конфликт алавитов и суннитов в своих интересах?


На самом деле против Асада выступают международные террористические исламистские организации и прежде всего «Аль–Каида». И скорее всего, им и достанется Сирия, если американцы не начнут наземную операцию. А они ее не начнут.


Понимает ли это Барак Обама? Да, он ясно это дал понять, когда заявил, «что акция возмездия не должна нарушить баланс сил в Сирии в пользу одной из сторон» (читай — в пользу террористов).


Тогда по законам покера второй вопрос: как вывести террористов из игры? Есть ли такой план? Нет. Цитирую вчерашнее заседание комитета по иностранным делам США: не позднее чем через месяц после вступления резолюции в силу президент должен представить конгрессу «интегрированную стратегию правительства США, направленную на достижение политического урегулирования конфликта в Сирии путем переговоров». То есть Штаты вначале ввяжутся в войну, а потом будут искать стратегию.


Итак, ни плана политического урегулирования, ни плана дальнейших действий, ни какой–либо уверенности в том, что военное вмешательство не усилит позиции той или иной стороны и прежде всего террористических группировок, на сегодняшний день нет. В таких условиях военное вмешательство приведет к еще большей разрозненности международного сообщества. Оно и сегодня раскололось на блоки и группировки, но завтра это грозит развалить мировую систему. Это невыгодно прежде всего самим США, потому что без системы нет и мирового лидерства.


Отсюда третье правило покера — активная торговля в ходе игры. В нашем случае торговля означает переговоры. Открывшийся сегодня саммит «двадцатки» в Санкт–Петербурге предоставляет для этого уникальный шанс. США, безусловно, являются мировой сверхдержавой, политической и военной, однако это лидерство по критериям минувшего века. Само появление «двадцатки» свидетельствует, что американского влияния уже недостаточно, чтобы разруливать мировые проблемы. Новые государства приобретают все больший вес в этом мире. Игнорировать их мнение невозможно, немыслимо. Традиционное военно–политическое мышление, опирающееся на силу, должно уступить место стратегическому видению и политическому пониманию угроз в ХХI веке.


Так что США делают выбор, будут ли они действовать в одиночку или вместе со всем миром. Посмотрим.

 

Советская Белоруссия №166 (24303). Четверг, 5 сентября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter