Мастерица из Верхнедвинского района считает лучшим комплиментом слова о том, что она не выросла из детских платьиц

Игра в куклы

В верхнедвинскую библиотеку ходят семьями. Детишки тянут мам и пап: “Я хочу встретиться с феей! Пусть она мне наколдует котенка!”. А еще здесь есть эльфы и придворные дамы с кавалерами. И к ним можно даже прикоснуться.


В коллекции мастера уже более 30 кукол ручной работы.

Для самых маленьких посетителей тут настоящая сказка. Впрочем, для посетителей взрослых не менее интересно посмотреть на экспозицию авторских кукол ручной работы. Миниатюрные лица — как живые. Глаза голубые, зеленые, карие. Крошечные, словно у детей, пальчики феи сжимают волшебную палочку. Костюмы — отдельная тема. Сшитые из невообразимого множества элементов, они исключительным образом подчеркивают индивидуальность каждой куклы. Наклоняюсь к одной из них — черноволосой, темноглазой: возникает сложно преодолимое желание прикоснуться к руке — не теплая ли, не живая?

“Это Белла — фея ночи. Одна из моих девочек”, — раздается за спиной мягкий голос. Оборачиваюсь — женщина с тонким лицом. Она все время сидела здесь же, за столом, с интересом наблюдая за реакцией нового посетителя. Ее интерес понятен. Это Наталья Поликарпова — мастер, собственными руками сотворивший в безлюдном зале библиотеки сказочную атмосферу:

— Для меня все они почти как дети. Когда для какой-нибудь из них шью костюм, даже булавками не пользуюсь почти. А ну как уколю?

Наталья быстро проводит меня мимо всей экспозиции. Белокурая дама — Герда. Смотрящая на нас голубоглазая красавица — цветочная фея. Ее зеленоглазая подруга — фея лесная. Рядом — строгая Дэзи. Дальше — принцессы и принцы, придворные дамы и кавалеры. Здесь их дюжина, дома же свою “мать” дожидается еще два десятка авторских кукол.

Когда-то Наталья Поликарпова училась на художественно-графическом факультете Витебского педагогического института. Затем более 20 лет преподавала изобразительное искусство в одной из верхнедвинских школ. Сегодня руководит художественными дисциплинами в местной детской школе искусств. Но основным своим занятием считает изготовление кукол. “Не изготовление, — мягко поправляет Наталья. — Сотворение. Не кукол — детей”.

Наталья начала пробовать себя в прикладном искусстве со студенчества. Один за другим брала разные материалы — кожу, солому, однако душа всегда лежала к текстилю, тканям, шитью. А нынешнему увлечению мастера уже более 10 лет.


Над одним своим творением Наталья может трудиться несколько месяцев.
Зато результат просто завораживает.


Все началось, признается Наталья, с номера журнала “Работница”, в котором была статья об авторских куклах с изображениями. Подумалось: а почему бы не попробовать что-то подобное? До сих пор мастер помнит своего эльфа. Этот традиционный для кукольника персонаж получился маленьким, но оттого не менее изящным. Мастерила его по технике папье-маше. Удивительно, но фигурка получилась с первого раза: “Впоследствии не раз пришлось убедиться, что такой успех, скорее, исключение из правил”.

Вообще, на создание одной куклы у нее уходит от недели до нескольких месяцев. Самое сложное в этом деле — костюм. Бывает, саму куклу из папье-маше автор мастерит за пару дней, а одевает ее неделями. Если с серией придворных дам и кавалеров особых проблем не возникает — костюмы XIV—XIX веков выполняются с исторической достоверностью по рисункам и гравюрам, то вот со сказочными персонажами все гораздо сложнее. Здесь требуется художественный вкус и большая доля фантазии. Хотя сама Наталья не исключает и некоего мистического аспекта:

— Кукла — вообще существо таинственное. Каждая из них словно хочет свой, особенный костюм. Вот посмотрите — у всех моих деток разные лица, как у живых людей (хотя копии с них не делаю, просто так получаются). И облачение нужно подбирать им к лицу. Бывает, картинка наряда в воображении сформировалась. Шью элемент за элементом, покупаю украшения. Наконец, наряжаю куклу и осознаю, что платье ей не идет. Снимаю, рву. Начинаю по новой. Сегодня, например, у меня настоящая проблема с феей-бабочкой. Уже долго сидит, завернутая в полиэтилен, никак не могу подобрать ей костюм. Не нравятся фее мои предложения, и все тут!

Осматриваем классическую Дюймовочку с нежным личиком — голубыми глазами, губками бантиком. Под стать и наряд — воздушный, с блестками и украшениями. Костюм сшит из тканей, по крайней мере, полдюжины видов. Откуда такое разнообразие? Оказывается, главные поставщики материи — секонд-хенды, магазины бывшей в употреблении одежды. Местные продавцы уже хорошо знают Наталью, стараются для нее отложить изделия из самых необычных, красивых тканей. Отправляясь в служебные поездки по разным городам, мастер не преминет заглянуть в ближайший “секонд”, а также посетить лавку бижутерии.

Слушая, с какой нежностью Наталья Поликарпова рассказывает о каждой своей “детке”, невольно задаюсь вопросом: на каких условиях она согласилась бы расстаться со своим произведением искусства?

Цены на материалы очень разные, поэтому назвать стоимость куклы довольно сложно даже с точки зрения понесенных расходов. С позиции же человека увлеченного сделать это в сто крат сложнее:

— Вообще, я знаю, что коллекционные куклы ручной работы стоят очень недешево. Но продавать своих не намерена. Они для меня как живые, как же я расстанусь с ними?

Хотя попытки купить у Натальи куклу предпринимались. В последний раз — на “Славянском базаре в Витебске”, где мастер выставляла свою коллекцию в качестве музейной экспозиции. Причем предлагали хорошие деньги, но получили категоричный отказ: “Когда какая-нибудь из моих кукол по какой-то причине меня покидает, остается пустота”.

Например, одна из “девочек” Натальи переехала в США в качестве подарка. Мастер до сих пор помнит все ее особенности. Но смастерить такую же уже не может:

— Даже если использую ту же технику, тот же макет, все равно выражение лица будет другим. То же и с нарядом. Ткани те же, выкройка та же, а вот складочки, рюшечки, эта неуловимая игра теней и света в блестках, драпировках уникальны.

К слову, мода на кукол ручной работы появилась относительно недавно. Со временем их стали рассматривать как отдельный вид искусства — симбиоз дизайна и декоративно-прикладного творчества. Когда же Наталья всерьез увлеклась куклами, знакомые, да и многие близкие, ее не поняли. Говорили, взрослый человек, а до сих пор в куклы играет. Были и такие, кто бросал: “В детство впала!”

— Все мы родом из детства, — спокойно парирует Наталья. — Кто-то коллекционирует монеты, кто-то ночами напролет клеит модели кораблей и самолетов, а я вот в данный момент создаю фею Осень. Благо живу в частном доме.

Работы Натальи заметны и узнаваемы. Более того, они дарят радость не только детям, но и взрослым. “Восхищаемся вашими талантами, большое спасибо за выставку. У вас золотые руки, пусть даст Бог вам терпения, удачи и здоровья. Удачи вам!!!” — написал один из посетителей музея в книге отзывов. И к этим словам искренне присоединяются многие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter