Игра в историю

Предметом очередной дискуссии стал нынешний исторический бум, отношение к прошлому молодежи, подходы к патриотическому воспитанию...

Первые дни июля были богатыми на исторические юбилеи. У нас в стране праздновали 65–летие освобождения от немецко–фашистских захватчиков. У соседей–прибалтов отмечалось 1000–летие Литвы. Торжества прошли широко, но при этом, как водится, ученые и знатоки истории (либо те, кто себя таковыми мнит), не хуже тех клубных рыцарей и униформистов, ломали копья на дискуссионных ристалищах. Исследователи разного калибра и просто доморощенные эрудиты азартно спорили о роли отдельных личностей, глобальных процессах, датах и эпизодах. Авторы же «Спор–площадки», наблюдая за всем этим, тоже решили вступить в полемику. Правда, предметом очередной дискуссии стали не конкретные памятные события, а нынешний исторический бум, отношение к прошлому молодежи, подходы к патриотическому воспитанию. Конечно, тема обширная, всю ее сразу не охватишь. Сегодня затронуты лишь некоторые аспекты. Потому, как всегда, наши спорщики и надеются на продолжение разговора с участием читателей.


Против


Не превращайте летопись в «попсу»


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, исторический маркетинг не предлагать:


— Если судить по книжным развалам, военно–историческим телесериалам, модным реконструкциям сражений, общество находится на пике интереса к своему прошлому. Но давай, Роман, присмотримся к тому, что стоит за красочными суперобложками, костюмированными боями, ролевыми играми — в общем, за всем этим «историческим» бумом. Далекая и близкая история, по сути, раздирается на фрагменты, «делянки», которые разрабатывают уже не столько историки, сколько циничные дилетанты, воспринимающие вехи сугубо прагматично. Брэндами, то есть темами, адаптированными к распродаже и тиражированию, стало все — от Куликовской битвы до Сталинграда, от Че Гевары до Иосифа Виссарионовича. Откуда и от кого пошло выражение «Сталин — эффективный топ–менеджер», уже точно никто и не знает, но оно стало своеобразной квинтэссенцией отношения продвинутых юнцов даже к самым святым вещам.


«После очищения истории ото лжи не обязательно остается правда, иногда — совсем ничего», — эти слова Станислава Ежи Леца я вспоминаю, когда выбрасываю в мусорную корзину очередное подобие скандального «Ледокола» перебежчика Виктора Суворова. Куда больше доверяю мемуарам очевидцев, воспоминаниям старых солдат. Но ветераны, увы, с годами уходят, уступая место ушлым сетевым маркетологам от истории, стремящимся поскорее «впарить» сомнительного качества товар привыкшей ко всяческим суррогатам публике. Возможно, пошлость и кощунство — слишком резкие слова, но именно они приходят мне на ум, когда серьезный документальный фильм о нацистской оккупации прерывается разухабистыми рекламными роликами или узнаю, что на Московском международном кинофестивале демонстрировали аниме–мультфильм о приключениях призраков... казненных пионеров–героев. И когда по музыкальному каналу крутят клип, в котором весело читают рэп «гестаповцы» и «красноармейцы», нажимаю на кнопку пульта — не дай Бог, дети увидят. И «постебаться с войны», как делают это поклонники модной комедии «Гитлер капут!», совсем не жажду. Но это я, люди нашего поколения и более старшие, потому что мы смотрели «Балладу о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие...», «Список Шиндлера», наконец. А что сейчас предлагают молодым? Пустышку, попсу. Эх, если бы масскульт ограничивался только «поющими трусами»... А то ведь и в самое святое уже лезет.


Или возьмем уже упомянутые инсценировки боев Великой Отечественной, которые нынче так популярны. Отдаю должное золотым рукам реконструкторов и униформистов, их увлеченности. Но за всем этим нередко просматривается какая–то лихорадочная одержимость, ограниченность. Прекрасно разбираясь в шинелях, гимнастерках, солдатской обуви, рыцарских доспехах, видах оружия, парни, подозреваю, за деревьями не видят леса. Не жалея денег на приобретение военных раритетов, бравируя амуницией, забывают или просто ленятся вникнуть в суть исторических событий, изучить пресловутый человеческий фактор. «Реконы» и «файтеры», как они себя называют, уходом от реальности, в том числе исторической достоверности, напоминают мне сектантов.


...Вот юноша на старом немецком мотоцикле, в каске вермахта и со «шмайссером» несется по проселочной дороге. Что–то тревожно мне за него... И не потому что этот реконструктор может нарушить ПДД. Что в голове–то у него творится?! Не заиграется ли? Вживаясь в образ, начитавшись брошюрок о фашистском оружии и наградах, любители «войнушек» становятся апологетами свастики. И вот он уже не Петя, а «Эдельвейс», не Вася, а «Ганс»... Так можно и в настоящую зондеркоманду вступить, пополнить банды неонацистов, возомнить себя крутым карателем. Тем более что всегда найдется продавец, услужливо предлагающий такому «историку» эксклюзивный товар: медальоны, железные кресты, портсигары с символикой СС. Откуда дровишки? Из лесу, вестимо... От так называемых «черных копателей», меркантильно тревожащих прах солдат. И, как известно, такое кощунственное вмешательство нередко чревато нелепой встречей с затаившейся миной...


Любопытно, вот если бы реконструктору или «черному копателю» предложили пощеголять в выходных костюмах и штиблетах серийных маньяков Чикатило или Михасевича, согласились бы? Наверняка нет: мерзко, противно. Тогда почему позируют перед видеокамерами в черных гестаповских фуражках и кителях пилотов люфтваффе? Неужели на совести нацистов меньше убитых женщин, стариков, детей? Думаю, общество должно задавать себе побольше таких вопросов, размышлять над новыми формами военно–патриотического воспитания. Иначе молодежные умы оккупируют вульгарные ремесленники, дилетанты от истории, напоминающие того взбалмошного персонажа из фильма «Берегись автомобиля», который на милицейский вопрос: «Кто свидетель?» мигом откликнулся: «Я свидетель! А что случилось?»


За


Погружение в бой


Роман РУДЬ, одобряющий реконструкцию:


— В 1945 году мы победили китайцев, Андрей. Ты не в курсе? Странно, а вот некоторые юные россияне уверены, что дело обстояло именно так. Правда, другие их ровесники считают, что Красная Армия наголову разбила все–таки американцев, причем сделала это в Ледовом побоище, которое отдельные старшеклассники искренне считают «крупнейшей битвой Второй мировой войны». Изучать историю, на взгляд нынешнего молодого поколения, — занятие скучное, то есть менее интересное, чем ползать по интернету или ковыряться в настройках своего мобильника. Сотни тысяч людей обсуждают достоинства очередного электронного прибамбаса, и лишь единицы — недостатки довоенного бомбардировщика СБ–2 или сложность маневра кавалерийского корпуса генерал–майора Доватора. Благодаря этим пытливым единицам хотя бы ничтожный процент молодежи знает, чего нам стоила та победа. А вот из–за таких, как ты, вскоре не останется никого, кто рискнул бы признаться в увлечении историей. Потому что недолго получить ярлык «нациста», «ревизиониста» или, в мягком случае, «дилетанта».


Вот ты нападаешь на несчастных реконструкторов–униформистов, которые пытаются до последнего стежка воссоздать форму солдат тех времен. Мол, раз надел немецкую шинель — уже стал чуть ли не в один ряд с военными преступниками. А известно ли тебе, что сейчас ни один серьезный фильм о войне не снимается без участия военно–исторических клубов? Знаешь ли ты, что режиссеры охотно приглашают реконструкторов принять участие в массовках — как раз потому, что тем известно, как правильно носить любую форму? Не будь коллекционеров–униформистов, герои наших кинокартин воевали бы не с настоящими оккупантами, а с бутафорскими персонажами в непонятных лохмотьях, и достоверности в таких фильмах было бы ноль.


Впрочем, стремление к достоверности в воссоздании облика немецкого пехотинца или советского матроса — не самоцель, а лишь средство глубже погрузиться в атмосферу той эпохи, чтобы, в свою очередь, понять чувства и настроения наших дедов и прадедов. Которые воевали не с безликими манекенами, а с реальными фельдфебелями, не увидев которых воочию, ты так никогда и не поймешь, какую ненависть вызывала их форма цвета фельдграу... Я был на одном из фестивалей униформистов под Петербургом, где ребята воссоздавали оборонительный бой из осени 1941 года. Кроме абсолютно соответствующей тому времени немецкой и советской воинской формы, инсценировка не допускала ни одного признака 2008 года: никаких мобильников или пластиковых бутылок от кока–колы, вместо них — полевой телефон и армейская фляга. То есть люди изо всех сил пытаются ощутить (и другим показать), как на самом деле происходили бои. Мне кажется, им за это следует поклониться, а не осуждать.


Иначе дойдет до абсурда, как в Колыванском районе Новосибирской области. Там реконструктор военной техники воссоздал немецкий танк 38Т «Прага» и чуть было не угодил за решетку: его обвинили «в нацистской агитации» — на башне танка в точном соответствии с архивными фотоснимками был нанесен белый крест. Российская пресса по этому поводу ерничала: мол, если бы телесериал «Семнадцать мгновений весны» снимали на подведомственной прокуратуре Колыванского района территории, то районный прокурор нашел бы признаки нацистской агитации и в костюмах героев фильма — как известно, и Вячеслав Тихонов, и Леонид Броневой, и Олег Табаков носили в «Семнадцати мгновениях...» нарукавные повязки со свастикой.


Ты как тот прокурор, Андрей. Пользуясь твоей логикой, к ответственности за «пропаганду нацизма» следует привлекать школьников, собравших пластиковые модели советских и — о ужас! — немецких танков. Выставка этих работ, кстати, проходит в Минске на Детской железной дороге. Также надо оштрафовать ребят, которые в компьютерном авиасимуляторе «Ил–2 Штурмовик» летают не только на советских, но и — какой кошмар! — немецких самолетах. А также изучают технические особенности этих машин, читают мемуары фашистских пилотов, назубок знают немецкий воздушный радиообмен... Ты полагаешь, они делают это все из тайного преклонения перед люфтваффе? А мне кажется, им нужен лишь повод для гордости за своих предков: они хотят понять, как юным советским пилотам удалось разгромить столь мощную армаду вражеских асов.


Врага нужно знать в лицо, Андрей. Следует помнить, как он выглядел, на чем передвигался, из чего стрелял. Иначе еще каких–нибудь пару десятков лет (и десяток излишне ретивых охранителей истории), и наши внуки так и не вспомнят, с кем именно воевали те люди, чьими именами названы улицы. И наверняка не смогут оценить, сколь невероятного напряжения сил потребовала победа. Поэтому пусть неумело, пусть методом проб и ошибок, но молодежь должна осваивать тему нашего военно–исторического прошлого. Что касается обвинений нынешних исследователей истории в дилетантизме, то я тебе скажу, что еще ни один академик не прыгал сразу на вершину своей учености — все мы вышли из невежества. Так что пусть занимаются, это лучше, чем бегать на дискотеки, пребывая в святой уверенности, что когда–то давно мы наголову разгромили Монголию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter