Игра в гости

Минчанам навязывают услуги по увеличению напора воды

Очередная гримаса рынка услуг: нам все больше предлагают «удобств прямо на дому», но все чаще они оказываются пошлым обманом. В 1990–е все начиналось с борьбы с тараканами: люди в белых халатах ходили по подъездам, запугивая жильцов и одновременно предлагая суперсредство по нехилой цене. Санслужбам пришлось долго открещиваться, что они, мол, не имеют к этому никакого отношения... Потом ушлые товарищи нашли другую золотую жилу — «обязательную плановую диагностику и обслуживание» пластиковых окон: вместо обычных 30 рублей дельцы на дому запрашивали и 200, и даже 300 рублей. Почти одновременно пошло «внедрение» дорогостоящих фильтров для воды с использованием примитивных фокусов. И вот новый «развод», с которым уже столкнулись жители минского микрорайона Масюковщина. Читатели звонят в редакцию «СБ»: им какие–то дельцы под видом работников ЖЭСа предлагают установить оборудование для увеличения напора воды. Дошло до того, что коммунальщики вынуждены были вывесить на дверях подъездов соответствующее предупреждение. Мол, граждане, будьте бдительны.


«Данное оборудование никакого эффекта не приносит, кроме дохода аферистам», — остроумно замечают работники ЖЭСа и просят жильцов псевдоспециалистов с непонятной техникой к своим трубам не допускать и звонить либо в службу № 66, обслуживающую участок, либо напрямую в милицию. Но как таких поймать за руку? Формально–то дельцы закон не нарушают — просто предлагают свою помощь или товар, действуют только с согласия граждан. Притворяются представителями коммунальной службы? Так наверняка они будут до последнего отпираться, переводя стрелки на хозяев квартиры: недослышали, недопоняли... Вот и остается клеить объявления по принципу «предупрежден — значит, вооружен».

— Нам действительно жильцы звонили, уточняли, наши ли это сотрудники ходят по квартирам и предлагают увеличить напор воды. Мы сразу предупредили, что никакого отношения к этим людям не имеем, и посоветовали с ними не связываться, а также расклеили объявления по району, чтобы информировать граждан. Вообще, мы видим, что ЖЭСом достаточно часто прикрываются, предлагая какие–либо услуги, — рассказали в службе № 66 ГП «ЖЭУ № 7 Фрунзенского района».


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Уже само по себе предложение увеличить напор воды в отдельно взятой квартире должно вызвать обоснованные сомнения. Для специалистов службы № 66 остается загадкой, что это за инновационное оборудование такое:

— Чтобы увеличить напор воды, нужно поднять давление в системе, однако так просто в квартире сделать это невозможно — в ней нет циркуляции воды, она подведена лишь к крану. Да, можно установить более мощное общедомовое оборудование для циркуляции, тогда давление, а с ним и напор действительно увеличатся, но это заметят во всех квартирах. Возможно, речь о том, чтобы купить и смонтировать насос в квартиру, но ведь его установка требует серьезной квалификации и может отразиться на водоснабжении соседей. По информации жильцов мы поняли, что предлагающие такие услуги люди действуют целенаправленно — выбирают многоэтажные дома, а не пятиэтажные, руководствуясь простой логикой: чем выше здание, тем больше может волновать людей вопрос давления.

Фото Александра  КУЛЕВСКОГО.

Интернет–поисковики предлагают множество вариантов повышающих давление электрических насосов, пригодных для установки не только в частном доме, но и в квартире. Стоимость моделей с хорошими отзывами потребителей (правда, в основном из России) начинается от 200 рублей. Можно предположить, что если предприниматели в Масюковщине ставят цену меньше, то предлагают совсем уже некачественный ширпотреб. Хотя ничто не мешает «втюхивать» такой же насос и вдвое, и втрое дороже, как это практиковали продавцы пресловутых фильтров для воды. И потом, сами за себя говорят хвалебные отзывы на форумах типа «отличный насос, стоит завести — соседи вешаются: у них даже при хорошем напоре вода уходит!». Нужно понимать: одна жалоба — и тому, кто купился на новую «надомную» услугу, придется вести неприятный разговор с уже самыми настоящими коммунальщиками.

Прямая речь


Заместитель генерального директора Минского городского жилищного хозяйства по идеологической работе Алексей Герасимчик:


— Мы знаем о проблеме, когда предлагающие услуги люди представляются работниками коммунальных служб, ссылаются на некие постановления Мингорисполкома, Министерства жилищно–коммунального хозяйства, государственные программы. Люди звонят нам, спрашивают, действительно ли есть подобные программы, инициативы, и мы объясняем, что это неправда. Если кто–то представляется сотрудником ЖЭУ, то гражданин вправе потребовать удостоверяющий это документ, если он ссылается на некое решение, госпрограмму — попросить их показать. Если мы проводим мероприятия, то всегда заранее информируем об этом жильцов — через сайты, газеты, жировки. Например, когда в силу вступил закон, по которому ремонт подъезда нужно делать за счет жильцов, мы, прежде чем провести по этому поводу собрание, заранее вывешивали объявление. На самом собрании представитель ЖЭУ, будь это руководитель или мастер, неважно, представляется, показывает удостоверение. После реформы ЖКХ все мероприятия в Минске проводят только через службу заказчика, никакой инициативы на местах от ЖЭУ не может быть априори — об этом объявят, будут заключены договоры. Да, сотрудник ЖЭУ может зайти в квартиру проверить, не текут ли трубы, но никогда не будет предлагать установить условный моторчик, благодаря которому трубы начнут греть лучше или увеличится в них давление. Конечно, возле каждого подъезда контролера не поставишь. Людям самим нужно быть внимательными — может быть, лишний раз позвонить в ЖЭУ или в службу 115 и уточнить, о чем идет речь. Зачастую у оператора службы 115 уже есть готовый ответ: «Эти услуги предлагают не наши сотрудники», потому что к нему поступали похожие обращения из этого района и он получил информацию от местного ЖЭУ.

Штрихи к проблеме


Представиться сотрудником жилищно–коммунальной службы — любимый трюк распространителей сомнительных услуг. Вернее всякой отмычки магические слова «мы из ЖЭСа, процедура обязательная», сдобренные для верности эмоциональным «всем из подъезда уже ее провели, вы последние!». Среди новых навязываемых таким образом сервисов — починка почтовых ящиков либо просто замена в них замков на более надежные. С таким предложением обзванивают жильцов по домофону или опять же пускаются в поквартирный обход. И хотя порой даже предлагается скидка в 50%, все равно замена обойдется в несколько раз дороже, чем, например, сделал бы «мастер на час».

Вообще, махинаторы держат нос по ветру и не только расширяют список сомнительных услуг, но и удачно дополняют «легенду» предыдущих. Не прошло и недели, как в одном из новых минских жилищных комплексов из–за брака при установке выпало несколько стекол, а «диагносты окон» уже напирали на то, что именно по этой причине их и должны пустить в квартиру: «Вы что, хотите, чтобы ваше окно вывалилось и убило человека?» Только поднялась шумиха вокруг отравлений угарным газом в Борисове, как на некоторых подъездах появились объявления об обязательной «коллективной прочистке общедомовой вентиляции», на которую нужно записаться каждому. Проводить работы должна была некая «коммунальная вентиляционная служба Минска» — разумеется, несуществующая.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 33 (25168). Пятница, 17 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости