Игра в городки

Армейское «наследство» редко бывает счастливым...

Армейское «наследство» редко бывает счастливым. Вот и после известных реформ начала 1990–х сотни военных объектов по всей стране оказались не у дел. Заброшенные штабы, узлы связи, передающие центры, командные пункты, казармы и склады бездарно разрушались, представляя собой жалкое зрелище. Часть из них со временем передали в коммунальную собственность, что–то выкупили частники. Но главной проблемой для местных властей была и остается следующая: что делать с десятками бывших военных городков? Как состыковать их размеренную, но не самую комфортную в прошлом жизнь с современными реалиями? Этот процесс — преображение гарнизонов в «полноценные» населенные пункты — специалисты назвали умным словом «конверсия». Конверсия все еще продолжается, порой с переменным успехом. «Проблем у нас — выше крыши. Приезжайте!» — написали в редакцию письмо жители г.п. Мачулищи. Некогда это был закрытый, можно сказать — элитный военный городок под Минском, а сейчас... Впрочем, не будем торопиться с выводами.


Культурная программа


До Мачулищей из столицы добираться удобно — можно на электричке, можно на маршрутке с «Дружной». Никаких ограничений по въезду давно нет. Поселок открыт — для зевак, для любителей военной истории, для инвесторов. О том, что здесь когда–то располагался полк дальней авиации, напоминают разве что заброшенные капониры на окраине. Ну и, конечно, аэродром с шикарной взлетно–посадочной полосой, способный принимать самолеты любого типа.


Воинские части авиационного профиля базируются в Мачулищах и сейчас. Они окаймляют поселок, взяв его в плотные тиски. Военнослужащих встречаем на каждом шагу. Вот дама в зеленом камуфляже выгуливает собачку. А вот дама гражданская — с коляской.


— В детский садик ребенка не записать, — жалуется она. — Мест нет.


Здесь еще сохранилось немало ветхих двухэтажных бараков, но есть и новенькие жилые дома. На улицах много молодых людей. Спрашиваю у парня, который покупает в киоске «полторашку» пива: как тут у вас с культурной программой? Есть чем себя занять? «Разве только в Минск съездить. В поселке пусто», — товарищ в оценке категоричен.


Когда–то в Мачулищах работал один из самых больших в Минском районе домов офицеров. Здесь проходили музыкальные вечера, выступали известные артисты. Лет шесть назад Дом офицеров закрыли на реконструкцию, посчитав здание аварийно–опасным. Сейчас клуб ощетинился строительным забором. Рядом с ржавой калиткой перевернута вверх ногами табличка со словом «вход». Паспорт объекта смотрит на проходящих с укором: ремонт должны были закончить еще осенью, но в срок не уложились.


— А еще у нас есть стадион, который раньше принадлежал военным, а теперь — не понять кому, — говорит местный житель Владимир Чевидаев, которого я встретил на остановке общественного транспорта. — Хорошо бы привести поле в нормальный вид, но, видимо, руки не доходят. Поэтому молодежи занять себя нечем. Молодежь спивается потихоньку.


По заснеженным поселковым улочкам мы едем дальше — к дороге жизни, как называют здесь тропу, ведущую к кладбищу. Дорога безнадежно разбита: весной проехать по ней проблематично.


Еще дальше поросшие березками холмы бывших капониров, в которых в былые времена стояли тяжелые бомбардировщики. Большинство из этих укрытий уже сровняли с землей — тут строится коттеджный поселок. Некоторые отставные офицеры называют такой демонтаж кощунством: зачем рушить то, что можно было бы еще использовать по назначению?


...У здания, в котором располагаются местный сельский исполком, а также обычные квартиры, нас останавливает старший лейтенант. Интересуется, не строители ли мы, приехавшие сфотографировать «безобразие». Оказывается, в доме недавно залатали крышу, но схалтурили.


— У меня весь угол черный, — сетует офицер. — Обещали исправить.


Чтобы подвести черту под этими диалогами–зарисовками, приведем отрывок из того самого поступившего в газету письма: «В советские времена за все отвечала армия, и порядка было больше. Сейчас положение дел в Мачулищах и других военных городках хоть и улучшается, но очень медленно. Возможно, дело бы пошло быстрее, если бы нас присоединили к Минску или хотя бы сделали спутником. Но этого не произошло...»


Почему? Пусть расскажет местная власть.


Вопрос собственности


Председатель Мачулищанского поселкового Совета Александр Козлов — человек в прошлом военный, поэтому говорит четко и по пунктам.


— Самый сложный сегодня вопрос для бывших военных городков — вопрос передачи собственности, — напоминает он. — Возьмем, к примеру, наш бывший Дом офицеров — будущий центр культуры и досуга. Когда стал вопрос о передаче объекта, выяснилось, что у военных не хватает многих документов — для отвода земли и т.д. Типичная ситуация. Одна сторона хочет быстренько передать, вторая не желает брать, потому что знает — придется вкладывать огромные деньги. Сейчас клуб уже на балансе районного отдела культуры. В следующем году планируем его открыть. Вкладывать деньги нужно и в стадион. Тут тоже не все ясно — когда дошло дело до передачи и оформления документов, выяснилось, что стадион висит в воздухе: документов на него нет. Еще, возможно, и в суд придется идти, штраф платить, чтобы из небытия этот объект достать.


Коммунальные проблемы Мачулищей, по словам А.Козлова, тоже родом из армейского прошлого. Взять хотя бы канализацию. Здесь она проложена на порядочной глубине — около 8 метров, так как многие дома оборудованы бомбоубежищами. Если случится ЧП, докопаться до канализации — проблема. Коммуникации решили поменять.


В капремонте нуждается и жилой фонд. Некоторые дома строили еще вояки из стройбата, и «качество» их трудов дает о себе знать. Говорят, председатель Минского облисполкома уже дал поручение разработать проект тепловой реабилитации здешних домов.


— Возводим мини–ТЭЦ, реконструируем котельную, появится скоро у нас и новый детский сад, — рассказывает о планах председатель поселкового Совета. — Наш сосед — агрокомбинат «Мачулищи» — собирается построить торгово–развлекательный центр с бассейном, гостиницу... Разрушаются капониры? Глупость. Они стояли без дела, земля пустовала, и хорошо, что принято решение использовать ее с умом. Жители сетуют, что поселок не включили в черту Минска? Увы, это нереально — нас крепко держит военный аэродром.


Что ж, оптимизм местной власти заслуживает уважения. Авторы письма в редакцию ответами на их вопросы должны быть удовлетворены. А будут ли планы реализованы, мы скоро увидим. По крайней мере, в Миноблисполкоме меня заверили, что, несмотря на понятные трудности с финансированием, вкладывать деньги в бывшие военные городки намерены и дальше. «Это принципиальная позиция», — так и сказали.


Одни неиспользуемые объекты вовлекут в хозяйственный оборот, другие, как в Пуховичском районе, продадут с молотка — аукционы назначены уже на январь. Желающие приобщиться к армейскому «наследству» могут брать низкий старт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter