Сможем ли мы повторить успех соседей по внедрению депозитной залоговой системы стеклотары

Игра в бутылочку

Не более 20 процентов — таков сегодня показатель отходов, которые не просто были собраны, но и получили вторую жизнь в новых товарах. Во многих странах Западной Европы процент рециклинга мусора превышает 50, а в некоторых приближается к ста. Например, в Швеции. Мы тоже ставим перед собой подобные амбициозные цели. Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года обещает, что уровень использования ТКО к 2020 году должен составить 25 процентов, к 2025 году — 35 процентов, а к 2030-му достичь показателя не менее 40 процентов.



Как это сделать? Решений много. Например, действовать через совершенствование системы раздельного сбора, использования отходов для получения энергии — RDF-топлива, компостирования отходов, а также с помощью внедрения депозитной залоговой системы обращения с одноразовой потребительской упаковкой, которую, кстати, обещают внедрить уже к 2020 году. Без сомнения, глядя на опыт соседней Литвы, которая за два года работы депозитной залоговой системы по сбору использованной упаковки достигла показателя более 80 процентов, хочется его повторить. Но реально ли это?

Да, в каком-то смысле все новое — забытое старое, и что-то подобное существовало в советские времена. Правда, тогда речь шла лишь о многоразовой стеклянной таре, которую запросто можно было сдать в специальном приемном пункте, в том числе на базе самого магазина. Сегодняшние возможности депозитной залоговой системы, обещают разработчики, гораздо шире. Да и речь пойдет о самых массовых площадках, таких как крупные торговые центры, к которым стекаются толпы людей. Глядишь, и бутылку в таромат опустили, и лишнюю копейку заработали. Точнее, не заработали, а вернули, ведь залог на то и залог.

Однако то, что хорошо в теории, не всегда играет на практике. Вспомнить хотя бы систему раздельного сбора мусора, над которой страна бьется не один год. Разъяснения, слоганы, социальная реклама… Но механизм на все сто так и не реализован. Например, на уровне Минска, об этом говорили в КУП «Спецкоммунавтотранс», сегодня в раздельных контейнерах лишь около трети сырья, которое можно повторно использовать. Почему? Может, потому, что оно все равно поступает на сортировочные линии мусороперерабатывающих предприятий. Или потому, что зачастую мусор из специальных баков вывозит одна спецмашина. Зачем тогда стараться?

Понять заинтересованность в депозитной залоговой системе производителей несложно, ведь это укладывается в принцип расширенной ответственности, когда тот, кто произвел упаковку, должен впоследствии наладить ее сбор или рециклинг. А вот торговля относится к проекту с некоторым опасением, поскольку перед ней встает вопрос авансирования тары. Ведь товар в этом месяце может быть еще не продан, а за возвращенную тару заплатить нужно уже сегодня. Около 70 процентов граждан, как показал предварительный опрос, внедрение системы приветствуют. Но насколько точно они поняли принцип ее работы?

Сбор картона, стекла и других отходов существует и сейчас. Отнеся их на заготовительные пункты, уже сегодня можно выручить пускай небольшую, но сумму денег. А ведь о залоге пока речи нет. Сможем ли мы объяснить потребителю впоследствии необходимость появления залоговых 20 копеек или другой суммы? Кроме того, и это нужно учитывать, львиная доля граждан тару не сдавала никогда. Так что намерения так и могут остаться намерениями, если уже сейчас не объяснять, не информировать, не создавать такие условия, при которых стать участником депозитной залоговой системы было бы интересно, а может, и престижно. Только тогда показатель в менее чем 40 процентов, а именно столько сегодня в стране собирают выпущенной на рынок тары, может быть, пойдет вверх.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter