С 1 марта 2015 года нельзя будет реализовывать товары, ввезенные в Беларусь без документов, подтверждающих их приобретение

Игра по правилам и без

Горячие споры и шум со стороны индивидуальных предпринимателей по поводу наличия необходимых документов и сертификатов на продукцию, казалось бы, поутихли. На самом деле затишье это временное. Несмотря на то что проблеме уже больше двух лет и за это время ипэшникам не раз продлевали переходный период к новым условиям работы, очередных разборок, похоже, избежать не удастся. 



Время Ч может наступить 1 марта 2015 года — это день, после которого нельзя будет реализовывать товары, ввезенные в страну без документов, подтверждающих их приобретение. В бизнес-союзах уже представляют, как будут развиваться события: отгремят новогодние праздники, снизится спрос на товары, а очнутся предприниматели только в феврале, вспомнят, что времени-то осталось совсем немного... 

Не дожидаясь наступления поры нервных дискуссий, в Минэкономики провели заседание общественно-консультативного совета, на который пригласили все заинтересованные стороны: от представителей центральных гос-органов, местных властей и бизнес-союзов до самих ипэшников. Чтобы услышать все позиции, дать необходимые разъяснения и подумать над решением проблем.





В чем суть недовольства ипэшников? В июле 2012 года вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», согласно которому торговать в Беларуси, России и Казахстане можно только сертифицированной (и маркированной специальным знаком) продукцией легпрома. Для того чтобы смягчить болезненность перехода на единые требования, белорусским ИП — плательщикам единого налога уже три раза продлевали переходный период. Наконец, в мае этого года вступил в силу Указ № 222 Президента «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», согласно которому с 1 июля все ввозимые для продажи товары легпрома должны иметь документы. Кроме того, по ним уплачивается ввозной НДС. Старые партии, ввезенные на тот момент, так называемые остатки, разрешили продавать до 1 марта 2015-го. Но хотя переходные периоды затянулись чуть ли не на три года, сегодня предприниматели утверждают: времени, чтоб распродаться, все равно недостаточно.



Что касается новых партий, ситуация меняется к лучшему. Сейчас 60% ипэшников имеют все необходимые документы. Но остается проблема фальшивых сертификатов, которые нашим предпринимателям лихо выдают в Москве при закупке товара на оптовых рынках.

— Мы проводили исследования, выводы такие: основная масса поддельных документов идет именно от российских оптовиков, — поясняет директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович. — Если производители перешли на сертификаты ТС и с ними проблем нет, то оптовики не дают нормально работать белорусскому бизнесу. Есть и такой момент: в существующих условиях нужна единая база данных, которая позволила бы контролировать вход товара на рынок, отслеживать, с какой таможни он попал в ТС. Еще год нам нужен. Судите сами: россияне перестанут представлять «левые» бумаги просто потому, что их никто не будет брать, поэтому мы выйдем на беспроблемный уровень работы. Уже сейчас они звонят нам и приглашают: «Приезжайте, у нас есть настоящие сертификаты!»

С такой позицией согласен и председатель ОО «Перспектива» Анатолий Шумченко: 

— Мы уже не раз поднимали этот вопрос: основные проблемы белорусских предпринимателей идут из-за неисполнения российскими органами власти законодательства Таможенного союза, появление которого ими самими и было инициировано. Проблема осталась, и никуда от нее не деться. К сожалению, приходится признавать: все покупается и все продается, — разводит руками общественник.

Председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец уверен: многие ИП знают о том, что используют поддельные сертификаты, но сомневается, что они стали бы обращаться на какие-либо специально созданные «горячие линии» по этому вопросу. А потому, если еще переносить срок реализации остатков, о чем мечтают ипэшники, это только растянет время хождения поддельных документов. А вот действенной мерой, считает Александр Швец, могло бы стать снижение штрафов за нарушения. 

— Если минимизировать требования за нарушения, это будет не очень болезненно для государства с точки зрения пополнения бюджета, но толку будет гораздо больше, — попросил он о поблажках.

— Вы предлагаете сделать штрафы, условно говоря, один рубль? Тогда зачем они вообще нужны? Это будет поощрением для тех, кто сознательно не хочет работать в установленном порядке, — привела контрдовод директор департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок. – Гораздо логичнее в этой ситуации выработать такую систему, которая бы дифференцировала меру ответственности предпринимателей.

Актуальность проблемы, которой уже дали кодовое название «1 марта», признают и представители облисполкомов. Все понимают: реализовать остатки своей продукции до весны ипэшники не смогут. Просто не успеют. В то же время отодвигать сроки тоже смысла нет: это означает перспективу продления времени завоза в страну «серого» товара и просто перенос проблемы на другие даты без возможности ее решения. Впрочем, рубить сплеча не стали, ведь признавать нераспроданный товар незаконным тоже неправильно. Предприниматели просто потеряют деньги. В итоговый протокол заседания участники внесли предложение проработать возможные способы легализации торговли остатками после 1 марта 2015 года. 

После введения единого техрегламента представители малого бизнеса не раз заявляли о том, что будут вынуждены закрыться. По данным Министерства по налогам и сборам, количество ИП — плательщиков единого налога за год действительно незначительно сократилось — менее чем на 4%. Вместе с тем это не всегда было связано с прекращением работы: многие предприниматели просто перешли на упрощенное налогообложение.

Полина КОНОГА 

konoga@sb.by

Товар в поисках лица

Замечали, на что люди смотрят в первую очередь, когда покупают одежду? Сначала оценивают фасон и цвет, потом – как вещь сидит. Иногда встречаются, конечно, те, кто вспомнит про состав ткани и переспросит продавца, откуда кофточка. Но в большинстве своем люди на радостях забывают о подобных мелочах. Результаты мониторингов предпринимателей, которые должны продавать заведомо качественный товар на рынках и в торговых центрах, показывают: такое покупательское поведение опасно. 



С представителями Минторга и Госстандарта первым делом отправляемся проверять вещевой рынок «Экспобел», расположенный на окраине микрорайона Зеленый Луг. Здесь мы были весной, когда наличие сертификатов и деклараций на товары легпрома было желательным. Многие продавцы платьев, маек, белья надеялись, что переходный период, когда можно торговать без документов и каких-либо правил, в очередной раз продлят и они дальше смогут работать по старинке. Поэтому к дню Х мало кто готовился. Между тем 1 июля показало: власти в этот раз непреклонны в своем желании уравнять всех продавцов в обязанностях. Но некоторые ипэшники, судя по всему, этих призывов не услышали, несмотря на то, что госорганы неоднократно организовывали встречи и разжевывали предпринимателям, что к чему.

Одни, например, до сих пор доверяют только своей памяти информацию о товаре и ее стоимости. Другие все же распечатали специальные стикеры, куда нужно вносить данные, но заполнить забыли. Да и сил не хватило приклеить их на каждую этикетку. Иные не указали юридический адрес производителя. В любом случае – налицо нарушение правил торговли и наших с вами покупательских прав. Что и фиксирует торговая инспекция. А ведь еще и сертификатов нет. И опять кто-то говорит, что слышит об этом впервые, а кто-то разводит руками, мол, беру, что дают в России. Менять поставщика? Нет, не пробовали. 
8 торговля-рынок-проверка003-201114500.jpg
Зато о том, что информацию о товарах, ввезенных до 1 июля 2014 года, нужно представить налоговой, помнят все. И теперь допродают летние платья вместе с пуховиками. И втайне надеются, что отодвинут сроки продажи остатков с марта 2015 года на более позднюю дату, глядишь, и вывеску, что товар не сертифицирован, снимать не придется. 

Лучом солнца на открытом рынке выглядят те, кто решил взять ответственность за свой бизнес на себя. Наталья, например, нашла нового продавца нижнего белья из России, который товар отдает с сертификатами. Не боится девушка сделать документы за свой счет на не проданные до марта партии — не выбрасывать же. Зато ее коллега, занимающаяся детской одеждой на втором этаже гипермаркета Biggz, страшит: мол, рассказывали, чтобы получить документы о качестве на одну партию вещей, нужно выложить 5—7 миллионов. И предлагает эти цифры умножить на 30 – столько производителей должно быть, чтобы представить весь ассортимент одежки для малышей в небольшом павильоне. Звонить в органы по сертификации дама не торопится: боится услышать окончательную сумму. Скооперироваться с подругами? Потеряется эксклюзив. Брать у своих производителей тоже не вариант: по ее словам, отпускные цены заводов — почти как стоимость российского и китайского товара у нас в рознице. Да и хорошие модели, жалуется предприниматель, идут за границу. Найти новых продавцов с готовыми документами в Москве сложно, а покупать подделку за 30 долларов не хочется. Нормальные фирмы, объясняет Светлана свою беспомощность, отдают вещи дорого. Получается тупик. 

Хотя опыт мониторингов показывает: при желании можно найти адекватного поставщика. Хозяйка павильона в это не верит и даже собирается закрываться с марта. Завсектором отдела госнадзора за техрегламентами и стандартами в легкой промышленности Инспекции Госстандарта по Минской области и Минску Людмила Панкова упреждает: послабление действует только на товары для взрослых, в том числе галантерейные. Техрегламенты и декларации о соответствии нормам Таможенного союза на детские товары должны быть с июля 2013-го. А потому получите предписание устранить все недостатки за две недели и письменно проинформируйте о проделанной работе. 

Тем временем у входа в павильон образовалась толпа из полутора десятков человек. Слушают, вникают. Наталья Сулейман-Заде, еще один представитель Инспекции Госстандарта по Минской области и Минску, обращается к предпринимателям: «Это мониторинг, штрафовать не будем, только объясним, что и как правильно делать». Судя по щелчкам опускающихся роллет, понимаем: не верят. Вот дама тараном идет нам навстречу из глубины павильона, причитая «Закрыты мы, не работаем», хотя на часах полдень. У мониторинговой группы вопрос: как же так? Благо в этот момент подбегает другой продавец и приглашает пройти к ней, посмотреть, все ли правильно она сделала. Уходим к девушке, торгующей бельем. К ней, кстати, претензий не было. Тем временем предприниматели кучкуются у проверенных  уже объектов, внимательно слушают переживших стресс коллег и копируют образцы правильных стикеров с информацией. Специалисты советуют контролировать процесс изготовления форм в типографии: нередки случаи, когда пара нужных строчек исчезает просто потому, что не помещается в заданные размеры наклейки.

Надо сказать, что картина в закрытом рынке намного лучше той, что на улице. Видно, ценовой сегмент, рассчитанный на покупателя со средним достатком и выше, обязывает работать более ответственно. Хотя неоднократно представители госорганов разъясняли все и всем без исключения. Как школьники, сравнивает начальник территориального отдела торговой инспекции по Минской области Валерий Чемраев: есть те, кто с первого раза понимает, потому что заинтересован, а к другим надо пять раз прийти. Благо результаты таких походов есть: улучшения по сравнению с летом налицо, но не без огрех. 


m_druk@mail.ru

Фото Владимира ШЛАПАКА и из архива СБ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter