Игра по общим правилам

В Гродно обсудили планы создания безбарьерной среды в ЕЭП

Перспективы создания безбарьерной среды в ЕЭП обсуждались на встрече с членами Евразийской экономической комиссии в Гродно

К чему стремится и движется в своем развитии Единое экономическое пространство? Как совмещаются при этом интересы трех стран — участниц ЕЭП? Какую выгоду от его создания получит каждое государство? Ответы на эти и другие связанные с формированием общего рынка Беларуси, России и Казахстана вопросы получили участники встречи с членами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на тему: «Единая конкурентная политика — необходимое условие эффективного функционирования Единого экономического пространства», которая состоялась в Гродно.

Рассказать и услышать

В городе над Неманом прошло третье по счету и первое в Беларуси заседание этого наднационального регулирующего органа, действующего с января 2012 года. Две предыдущие встречи прошли в России — в Новосибирске и Волгограде. Для проведения третьей был избран Гродно — как областной центр западного региона Беларуси, находящегося на границе с Евросоюзом.

— Наша цель — информирование людей о ходе развития ЕЭП, изучение вопросов и проблем, которые возникают на местах в течение этого процесса, и, исходя из этого, выработка предложений по усовершенствованию нового экономического механизма, — так пояснил задачи региональных заседаний комиссии министр по конкуренции и антимонопольному регулированию, член коллегии ЕЭК Нурлан Алдабергенов.

В Гродно, где встреча была посвящена теме создания на просторах ЕЭП здоровой конкурентной среды, речь шла об этапах формирования общего для трех стран антимонопольного законодательства, которое уравняет в правах все входящие в ЕЭП стороны и создаст равные условия для субъектов хозяйствования. Тема эта очень важна для всех участников нового объединения: ведь задача заключается в том, чтобы от сближения экономик стран-участниц реальные выигрыши получила каждая из них. В принципе, так оно и происходит. Уже сегодня, согласно цифрам и фактам, которые привел Нурлан Алдабергенов, экономические комплексы России, Беларуси и Казахстана имеют свои плюсы от объединения в ЕЭП. По итогам первого полугодия взаимный товарооборот трех стран в сравнении с аналогичным периодом 2011 года увеличился с $ 94 млрд. до $ 125 млрд. Кроме того, происходит объективный процесс перехода количественных изменений в качественные: сложение потенциалов трех экономик дает не просто арифметический эффект, а усиливает их общую позицию на мировом рынке.

К преимуществам для Беларуси можно отнести снижение цен на энергоносители — природный газ, сырую нефть; расширение рынка сбыта белорусских товаров. Их экспорт в страны ЕЭП, согласно цифрам, приведенным Нурланом Алдабергеновым, увеличился с $ 7249 млн. в первом полугодии прошлого года до $ 8148 млн. за шесть месяцев года нынешнего.

Идем на сближение

При этом, однако, устойчивость сообщества может сохраняться только при соблюдении паритетных условий для всех его членов. Именно поэтому так важна разработка единого антимонопольного законодательства ЕЭП. Сегодня, как проинформировал Нурлан Алдабергенов, идет первый этап этого непростого процесса, аналогов которому в мире пока не существует. К 1 июля 2013 года стоит задача гармонизировать законодательства трех стран в сфере конкурентной политики, которые пока имеют ряд различий. К примеру, в белорусском законодательстве прописаны 11 форм недобросовестной конкуренции, в казахском — 12, в российском — 6. В Беларуси и Казахстане не существует запрета на так называемые вертикальные соглашения, который имеется в России. Не унифицированы также условия контроля за государственной помощью.

Большая работа в этом направлении уже проведена. Соответствующие законы сформированы во всех трех странах. В Казахстане Закон «О конкуренции» уже прошел первое чтение в парламенте, в Беларуси Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» поступил на рассмотрение в парламент, в России Закон «О защите конкуренции» находится на федеральном уровне, в конце года его планируется направить в Госдуму. Будут устраняться и существующие пока различия в административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На этом же этапе, отметил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК, необходимо устранить необоснованные барьеры во взаимной торговле. Для этого требуется достигнуть консенсуса в вопросах лицензирования. В отношении Беларуси речь идет об оказании юридических услуг и розничной реализации табачных изделий. В отношении Казахстана — о покупке электроэнергии в целях энергосбережения, деятельности в сфере архитектуры, строительства и градостроительства. В России — о частной детективной деятельности, деятельности акционерных инвестиционных фондов.

И еще один немаловажный момент трехсторонней экономической политики — ценовое регулирование и унификация тарифного регулирования. В первую очередь речь идет о так называемых субъектах естественных монополий, то есть организаций, не имеющих конкурентов на рынке. Это касается цен на социально значимые товары и системы открытого тарифообразования в сфере услуг, благодаря чему плата за них будет обоснованной. В зоне внимания комиссии также оказалась система государственных закупок, обеспечение равных условий для участия в конкурентной борьбе за них субъектов хозяйствования из всех трех стран. Одним из шагов в этом направлении стала организация электронных торгов, что дает возможность участвовать в них предпринимателям из России, Беларуси и Казахстана.

Примером реальной деятельности стало создание в составе комиссии рабочей группы по выработке предложений для обеспечения равных условий конкуренции на рынках нефтепродуктов, в том числе и по акцизам на нефтепродукты. Пока эти акцизы разнятся: если в России они составляют около $ 220 за тонну бензина АИ-92, то в Беларуси — $ 142, в Казахстане же — $ 66. Естественно, при этом хозяйствующие субъекты трех стран конкурируют на общем рынке в неравных условиях. Такие же рабочие группы сформированы для выработки предложений по развитию конкуренции на рынке авиаперевозок и при параллельном импорте товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Во всех этих случаях учитывается мировой опыт и за основу берется законодательство той из трех стран, в которой оно наиболее к нему приближено. Вторым этапом сближения станет принятие нормативных правовых актов для пресечения недобросовестной конкуренции во всех трех странах. На третьем же будет разработан единый антимонопольный кодекс, применяемый на всей территории Единого экономического пространства, сформирован и принят Модельный закон о конкуренции. Он будет предусматривать запреты на недобросовестную конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением, на антиконкурентные соглашения и согласованные действия, антиконкурентные акты и действия государственных органов. Закон закрепит конкуренцию в государственных и муниципальных закупках, контроль за экономической концентрацией и предоставлением государственных или муниципальных преференций, государственные монополию и ценовое регулирование, функции и полномочия антимонопольных органов, а также ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Снимая барьеры

Выработка общих для стран-участниц правил игры — важная, но не единственная часть деятельности комиссии в сфере развития Единого экономического пространства. Не менее существенный пласт работы — изучение обстановки на местах, выявление препятствий, возникающих при реальном внедрении в жизнь намеченных планов, и выработка предложений по их устранению. Так, в качестве примера Нурлан Алдабергенов привел ситуацию, попавшую в поле зрения комиссии, — выявленную разницу в торговле апатитовым концентратом. Если на внутреннем рынке российский поставщик реализует его по 1656 рублей за тонну, то для ОАО «Гомельский химический завод» — уже по 2199 рублей, нарушая таким образом Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции.

Еще одна зона предстоящего устранения барьеров — параллельный импорт. Эффективность здесь может быть очень высокой: разница между официальной ценой торговых сетей и ценой у параллельных импортеров на многие товары ощутима. К примеру, как подсчитали специалисты, автозапчасти могут быть дешевле на 60—80 %, фотоаппараты — на 20 %, спорттовары — на 30—45 %. Именно поэтому взаимное движение так важно для всех стран—членов ЕЭП, и для Беларуси в том числе, что подчеркнул принявший участие в мероприятии председатель комиссии по экономической политике ППНС Владимир Кравцов. Конкретным подтверждением уже сегодняшнего реального результата может служить пример Гродненщины, где проходило первое на территории Беларуси заседание ЕЭК. Как сообщил заместитель председателя Гродненского облисполкома Александр Русанов, на долю ЕЭП приходится более половины общего объема внешнеэкономической деятельности региона, и динамика развития здесь положительная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter