Игра по чужим правилам?

Проблемы в польско-белорусском сотрудничестве возникли потому, что у Варшавы нет четкой стратегии развития страны и региона.

Недавно я говорил по телефону со своим другом Романом Кужняром, профессором политологии Варшавского университета. Он почему-то считает, что все трудности в польско-белорусских отношениях являются исключительно следствием политики Республики Беларусь.
Это фактически означает, что правительственные круги Польши (Р.Кужняр является советником нынешнего премьер-министра страны Дональда Туска по международным отношениям) проявляют впечатляющее непонимание того, что на самом деле происходит в Беларуси. Так, Р.Кужняр уверен, что это именно Минск поднял цены на визы, чтобы сдерживать контакты между населением двух стран. Но месяц назад я был в белорусском консульстве в Гданьске, и оказалось, что вот уже год (с момента включения Польши в шенгенскую зону ЕС) визы для поляков, въезжающих в Беларусь, стоят 25 евро, тогда как для граждан других стран ЕС белорусские визы стоят 60—65 евро (а американцы платят 131 доллар). В то же время визы для простых граждан Беларуси на въезд в Польшу стоят 65 евро, а визы в Польшу для россиян и украинцев польские консульства выдают за половину этой действительно неподъемной цены.
Однако идеологические препятствия на пути сближения наших стран являются не столько результатом “экспансионистской” идеологии польских властей, сколько следствием отсутствия у них вообще какой-либо внятной идеологии развития страны и региона. Сегодня два ключевых министра в польском правительстве — финансов и иностранных дел — являются гражданами Великобритании. Не менее 80 процентов банков страны принадлежат иностранному капиталу. То есть фактически главные направления экономической и внешней политики Польши определяются зарубежными субъектами. Причем это в основном не социально ориентированные страны континентальной Европы, а американо-британские и израильские группы влияния. Неудивительно поэтому, что Польша так часто оказывается вовлеченной в чуждые ее интересам геополитические схемы и проекты, которые вредят в том числе и белорусско-польским отношениям.
Что же касается европейских инициатив — “Восточного партнерства” и других, то здесь следует быть предельно внимательными. Например, 11—12 декабря в Брюсселе прошел саммит Евросоюза, лозунгом которого стала фраза “мы боремся с эффектом потепления”. Собравшиеся там еврочиновники разрешили Польше использовать уголь в качестве сырья для производства электроэнергии лишь в течение последующих 12 лет (до 2020 года). После этого поляки будут вынуждены платить за функционирование угольных электростанций огромную ренту, удваивающую стоимость производства электричества.
Белорусы пишут, что они гордятся заключением соглашения с “польской” компанией “Кульчик холдинг” (хотя в местной прессе пишут, что ею владеют в основном немцы) о строительстве в Гродненской области электро-станции, которая будет работать на угле, импортированном из Польши. Должен предупредить, что если заявленные в “Восточном партнерстве” инициативы по формированию единого экономического соседского пространства с участием Беларуси будут реализованы, то насладиться дешевой электроэнергией с этой электростанции у белорусов не получится. Стоимость производства электроэнергии на ней возрастет вдвое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter