Северная и Южная Корея оказались на грани войны

Игра нервов

На прошлой неделе обострился еще один застарелый конфликт. Северная и Южная Корея оказались на грани войны. Нетрудно предположить, что в случае если стороны перейдут от громогласных заявлений и взаимных обвинений к реальным действиям, конфликт быстро перерастет региональный масштаб и в него окажутся втянутыми ведущие мировые игроки: США, Китай, Япония и Россия. 



Ситуация на Корейском полуострове начала накаляться 17 августа в связи с проведением совместных военных учений США и Южной Кореи, которые в Пхеньяне были расценены как репетиция войны против КНДР. Несмотря на заверения американцев и южнокорейцев, что цель учений — «стабилизация военно-политической обстановки в регионе», напряжение продолжало нарастать.

Двадцатого августа кризис вступил в острую фазу. Южная Корея заявила об обстреле своей территории со стороны КНДР и открыла ответный огонь. Правда, как впоследствии выяснилось, реальные доказательства обстрела Севером Юга выглядят весьма сомнительно. Был предъявлен один-единственный снаряд и заявлено еще о трех выстрелах, доказательств которых, однако, обнаружить не удалось. Тем не менее маховик эскалации напряженности был уже запущен, и стороны начали готовиться к войне, приводя вооруженные силы в повышенную боеготовность и стягивая их к линии разграничения. Кроме того, Южная Корея включила молчавшие с 2004 года громкоговорители, вещающие на территорию КНДР. Это вызвало острую реакцию Пхеньяна, выставившего южнокорейской стороне ультиматум с требованием прекратить пропагандистское вещание до 22 августа. В случае невыполнения своих требований власти КНДР угрожали жестким ответом.

К счастью, срок ультиматума уже истек, и худшие ожидания не оправдались. Более того, стороны приступили к переговорам о деэскалации напряженности. Тем не менее результатов эти переговоры пока не дали, и ситуация на полуострове остается тревожной. Войска обеих Корей приведены в повышенную боеготовность, в Южной Корее начата эвакуация населения из пограничных с КНДР районов. О степени напряженности говорит и такой трагикомический эпизод, когда жители одного из пограничных с КНДР южнокорейских городов приняли праздничный фейерверк за атаку северокорейской армии и начали прятаться по подвалам и бомбоубежищам.

Кому выгоден очередной корейский кризис? Хронология событий наводит на мысль о цепочке нелепых случайностей. Безусловно, к  этому привел общий нервозный фон в отношениях между двумя корейскими государствами, по сей день находящимися в отношениях глубокой конфронтации.

Во всяком случае, нынешняя эскалация вряд ли выгодна северокорейской стороне. Момент для КНДР сейчас весьма неудачный. Ведь  на территории Южной Кореи находится постоянная группировка США, поэтому говорить о каких-то агрессивных планах КНДР в отношении южного соседа вряд ли стоит.

Точно так же и в Южной Корее вряд ли всерьез рассматривают планы по аннексии КНДР, понимая, каких финансовых, политических и психологических затрат это будет стоить. К тому же КНДР находится под военно-политическим «зонтиком» Китая, который не допустит ликвидации северокорейской республики, рассматривая ее как противовес американскому влиянию в регионе.

В целом, на Дальнем Востоке все более отчетливо проступают контуры намечающегося блокового противостояния. Китаю, стремительно выдвигающемуся на роль не только регионального, но и мирового лидера, противостоит группировка американских союзников и сателлитов в лице Японии и Южной Кореи, под американским влиянием находится и остров Тайвань, который рассматривается в КНР как часть своей территории. С другой стороны, Россия, до недавнего времени пытавшаяся занимать равноудаленное положение по отношению к дальневосточным центрам силы, все больше склоняется к союзу с Китаем. К этому Москву подталкивает как резкое похолодание отношений с Западом из-за Украины, так и неурегулированный территориальный спор с Японией.

В этом контексте обострение на Корейском полуострове выглядит как прощупывание сторонами позиций друг друга. Скорее всего, пока это не более чем игра нервов, так как силовой баланс в регионе достаточно стабилен. Однако в будущем конфликтный фон может стать постоянным фактором дальневосточной политики.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter