2 июня бундестаг Германии принял резолюцию, признающую геноцид армян 1915 г. на территории Османской империи

Игра на исторических обидах

2 июня бундестаг Германии принял резолюцию, признающую геноцид армян 1915 г. на территории Османской империи. Решение вызвало острую реакцию со стороны Турции. Турецкий посол был отозван из Берлина, а ряд турецких политиков, включая президента Эрдогана, отметились резкими высказываниями в адрес Германии и других стран ЕС. Так, министр юстиции Бекир Боздаг, комментируя решение немецкого парламента, напомнил о Холокосте, устроенном нацистской Германией. Со своей стороны, президент Эрдоган вспомнил о геноциде 1994 г. в Руанде, обвинив в его организации Францию, а также о гибели 100 тысяч жителей Намибии в начале ХХ в., когда эта африканская страна находилась под немецким колониальным управлением. При этом турецкие политики продолжают отрицать факт геноцида армян в Османской империи во время Первой мировой войны. По словам президента Эрдогана, тема геноцида армян давно превратилась в инструмент давления на Анкару со стороны других государств.

События столетней давности по-прежнему продолжают оставаться частью современной политики, омрачая отношения Турции со многими государствами, признавшими факт геноцида армян в Османской империи. В первую очередь это касается турецко-армянских отношений, которые остаются парализованными на протяжении десятилетий: между странами отсутствуют дипломатические отношения, а граница закрыта. Признание геноцида армян любым государством в Анкаре воспринимают как вызов и реагируют крайне остро. 

На сегодняшний день геноцид армян признан большинством стран ЕС, Россией, Канадой, а также большинством государств Латинской Америки. Германия до последнего времени оставалась одной из немногих стран ЕС, воздерживавшихся от признания. Это объясняется особым характером германо-турецких связей. Германия до последнего времени была, пожалуй, главным союзником Турции в ЕС, продвигая турецкие интересы в единой Европе. Подобный характер отношений двух стран связан с наличием в ФРГ влиятельной турецкой диаспоры: в послевоенный период эта страна стала главным центром миграции турок, здесь уже выросло несколько поколений турецких мигрантов. В позиции Германии по геноциду армян можно усмотреть и исторические причины: во время Первой мировой войны Германская и Османская империи были союзниками, и попустительство Берлина трагическим событиям 1915 г. налагает на него определенную часть исторической вины.

Что же побудило Берлин пойти на пересмотр своей осторожной позиции? Ведь с политической точки зрения это — очевидный демарш, который способен испортить германо-турецкие отношения на десятилетия вперед.

Думается, произошедшее следует рассматривать в контексте европейско-турецких отношений последних месяцев. Турция и ЕС заключили важное для Европы соглашение по мигрантам, в соответствии с которым Анкара согласилась разместить на своей территории высылаемых из ЕС нелегалов. В обмен в Турции ожидали уступок в вопросах безвизового режима и ускорения процесса вступления страны в ЕС.

В Европе, однако, тяготились этими обязательствами, делая все возможное, чтобы уклониться от их выполнения. Недавние решения ЕС по визовой политике фактически отложили отмену виз для граждан Турции на неопределенный срок. Резолюция бундестага стала еще одной «черной меткой» для Анкары, свидетельствующей о нежелании ЕС видеть это государство в своих рядах. Внешняя политика ЕС всегда идеологически нагружена, и тема нарушения прав человека (а геноцид — один из вопиющих примеров такого нарушения) играет здесь ключевую роль. Что является одной из важных претензий к Турции со стороны многих стран ЕС, существенно осложняя для Анкары процесс европейской интеграции. Решение парламента Германии означает, что тема геноцида будет использоваться против Турции еще более активно. Учитывая, что изменить свою жесткую и несговорчивую позицию по этому вопросу Турция в обозримой перспективе не в состоянии, это означает, что перспективы европейской интеграции для нее остаются по-прежнему туманными.

Непростые отношения с ключевыми игроками на Ближнем Востоке и Россией, а также обострившаяся ситуация в курдских провинциях делают для Турции жизненно важной поддержку со стороны ЕС. Поэтому на немецкий демарш в Анкаре вряд ли смогут ответить чем-то, кроме словесной риторики.

shimoff@rambler.ru

Фото: ЕРА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter