Игра на чухом поле

Почти сто лет назад Луначарский позвал театры: «Назад к Островскому». Сегодня оказалось, что «пьесы жизни» русского драматурга очень современны.
Минский драматический театр «Дзе-Я», отвоевавший у кинотеатра помещение, успешно расширяет сферу своего влияния на сугубо рабочий район. На городской окраине в театры ходить не привыкли. Работая в основном со школьниками, пэтэушниками и их учителями, муниципальный театр все время ищет способы их заинтересовать и привлечь. Создали детскую актерскую студию. Экспериментируют с репертуаром. Но самая эффектная, как принято говорить, фишка состоит в приглашении на постановки модных режиссеров из других театров. Сегодня штатные режиссеры государственных театров совсем не загружены работой. Обидные творческие простои вообще грозят потерей профессии. Театры сократили количество своих премьер, объясняя это нехваткой финансов. Самые активные режиссеры не хотят мириться с таким положением. Купаловец Александр Гарцуев приобретает режиссерский опыт постановками спектаклей за пределами своего дома. Поскольку у этого режиссера много поклонников и учеников, то театральные люди отслеживают передвижения своего любимца. «Бешеные деньги» в театре «Дзе-Я» — последняя его работа. Русский драматург Александр Островский хорошо понимал, что зрителю его эпохи «нужен понятный русский спектакль, чтоб за сердце хватало». А скажите, кому такой спектакль не нужен? Кто воспринимает Островского как анахронизм, глубоко заблуждается. «Бешеные деньги» про новых предпринимателей, про брачно-семейные отношения и, конечно же, про денежки, которых у одних вовсе нет, а у других — лишнего не выпросишь. Учась в Московском университете, Островский ухитрился получить за свои знания… единицу и остался без корочки об образовании. Сегодня такой отметки никто не знает. Она символическая. Но знания Островского по предмету «жизнь» оказались востребованы через века. Давно уже я не помню, чтобы молодые театральные зрители с таким вниманием и сопереживанием смотрели спектакль. Чутко ощущая свою аудиторию, Гарцуев прочел пьесу как нахальный фарс. Получился немного лохматый спектакль со стремительной беготней, смешными диалогами на полу, эксцентрическим ощущением формы, заводной музыкой и очень приличной актерской игрой. Вообще, у Гарцуева не бывает скучных спектаклей. Его немножко безумный театр можно принимать или не принимать, но со зрителями, критикой он всегда задирается, переполняя свою очередную работу острыми специями. Опытный актер, он не хочет и не может иногда остановить разгулявшегося исполнителя. Строгую логику автора Гарцуев может отодвинуть ради яркой «капустнической» импровизации, потому что знает толк в юморе. В его академическом родном театре актеры часто выглядят всего лишь марионетками. Гарцуев нарушает правила жанра: ему дорог вертеп, граммофон, а не скрипка. Он позволяет артистам немножко побеситься и имеет на это право. В товарно-денежные отношения пьесы Островского включены сегодняшние реалии нашей жизни. Невзрачный провинциальный мальчик благодаря экономии и природному уму вполне может стать олигархом. Красивая модная современная девица с апломбом победительницы расчетливо движется к карьере хозяйки салона. Детки богатых родителей, VIP-персоны по-нынешнему, в праздном безделье, проматывают огромные деньги. Пари, розыгрыши, подметные письма (по-нашему анонимки) тоже имеют место. Костюмы современные. Денежные условные единицы обрамляют интерьер. Никакого музея. Отсутствие непонятной чужой жизни из далекого прошлого. Абсолютно сегодняшний спектакль театра «Дзе-Я» имеет заслуженный успех у зрителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter