Игра без правил

Театр не терпит панибратского отношения
Театр не терпит панибратского отношения

Актер Александр Калягин утверждает: «Уже не помню, прочитал это где–то или услышал: в театре надо работать с ощущением, что ты в любую минуту можешь из него уйти». А незадолго до кончины Михаил Ульянов говорил буквально следующее: «Хороший, полноценный театр должен состоять из 35 актеров, но не больше. У меня их в труппе — 85. И как только артист без роли — он сразу перестает со мной разговаривать».

Интриги, обиды — все это в театре неизбежно. Еще живо в актерском менталитете отношение к театру, как к дому, а к труппе — как к семье. Но неизбежно и другое: представления о театре у разных поколений с каждым днем все больше расходятся. Молодые артисты не стесняются говорить, что театральное дело, возможность заниматься различными независимыми проектами воспринимают исключительно как заработок. С другой стороны, режиссеры жалуются на элементарные вещи: дикцию, дисциплину...

Случай, который произошел в одном из столичных театров, во многом показателен. Работая над постановкой спектакля, известный режиссер столкнулся не просто с проявлением непрофессионализма, а с откровенным хамством в свой адрес. Некоторые молодые актеры просто не хотели выполнять поставленную им задачу и задавали обезоруживающий вопрос, почему я должен это делать? «Видимо, само время, ощущение вседозволенности людей разбаловало, — рассуждал постановщик. — Никакие уверения в том, что режиссер здесь — я и это мое режиссерское видение, не подействовали, хотя премьеру мы все–таки выпустили».

Почему такое происходит? Может быть, в XXI веке действительно стационарный театр себя постепенно изживает?

— Любой театр испытывает пики подъема и падения, — считает народный артист Беларуси Александр Ткаченок. — Театр сегодня жив и он продолжается, несмотря на телевидение и шоу–бизнес. У него бывают периоды застоя, но он все равно существует дальше, потому что живое общение со зрителем ничто не может заменить. Эта живая структура, в той или иной форме она будет необходима.

— Александр Леонидович, а сейчас в белорусском театре, на ваш взгляд, период застоя или подъема?

— На мой взгляд, театр переживает сейчас не лучшие моменты. Хотя, если говорить о посещаемости зрителя, был период, когда она была совсем невысокой. Сегодня зритель в театр вернулся... Да и проблем с кадрами нет. Но меня не устраивает качество их подготовки.

— А какие конкретно у вас к ним претензии?

— Во–первых, они не очень хорошо разговаривают — у них проблемы речи! О какой серьезной работе тогда можно говорить? Во–вторых, само отношение к театру довольно странное — какое–то панибратское.

Может быть, загрустив от поведения своих молодых коллег на театральных подмостках, Александр Леонидович принял решение участвовать в масштабном проекте одного из авторов и ведущего программы «Городок» Ильи Олейникова — постановке мюзикла «Пророк». Ткаченок дал согласие, но договор еще не подписан. «Знаю, что там будут песни, танцы. Должно быть весело», — говорит известный актер, чье имя неразрывно связано с именем Национального академического театра им. М.Горького, отмечающего, кстати, в этом году свой юбилей.

Со своей стороны, у молодых актеров тоже накопилось немало претензий к сложившейся театральной системе. Они сетуют на отсутствие интересных проектов, на зашоренность художественных руководителей и старших коллег. На то, что долгое время задействованы в театре не в полную силу. А мне, наблюдая за современным театральным процессом, подумалось, что во всем этом есть некое странное требование ранней и обязательной славы, жажда дивидендов от актерской профессии. Может, все–таки стоит молодым актерам начинать с себя, с установки, что я могу дать театру? В таком случае есть шанс услышать друг друга. А это, как писал Булат Окуджава, святая наука.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter