Дипломат — об увеличении взаимной торговли с партнерами из Закавказья

Игорь Назарук: «У нас много друзей и единомышленников, и число их растет»

На днях завершился рабочий визит заместителя Премьер-министра Петра Пархомчика в Армению, в начале месяца белорусская делегация, которую возглавил его коллега Игорь Петришенко, посещала Азербайджан. Обе страны обладают серьезным потенциалом в расширении торгово-экономического сотрудничества с Беларусью. Вместе с ними участие во встречах в составе правительственных делегаций принимал заместитель министра иностранных дел Игорь Назарук. «Р» побеседовала с дипломатом об интересе Беларуси в Закавказском регионе. 

Фото БЕЛТА

Важен каждый партнер

— Игорь Васильевич, два недавних визита, Армения и Азербайджан, — что общего? 

— Оба партнера для нас очень важны, с обоими мы выстраиваем понятные, четкие отношения, направленные на развитие взаимной торговли, укрепление инвестиционных возможностей, и самое главное — мы никого не сепарируем на так называемые клубы по интересам: для нас нет принципа дружбы с кем-то против кого-то. 

Вы знаете, у нас серьезные отношения с Арменией в силу участия в ряде интеграционных объединений, включая ОДКБ. С Азербайджаном нас связывают прочные, проверенные временем отношения на уровне личных отношений нашего Президента с предыдущим главой страны Гейдаром Алиевым, а сейчас ­и с его сыном Ильхамом. Мы дорожим этими связями и всячески их развиваем.

— В чем наш интерес в этом регионе? 

— Он традиционен. Во-первых, это относится к поставкам продукции машиностроения, ведь мы славимся техникой, которая оптимальна на мировом рынке по соотношению «цена — качество». Причем мы можем начинать с самых простых изделий и приборов, заканчивая большегрузными карьерными самосвалами всех модификаций и калибров, в том числе с использованием различных видов топлива (у нас уже есть разработки для газомоторного). Более того, БЕЛАЗ заканчивает разработку суперэлектромобиля. Поэтому мы не стоим на месте. 

— Если говорить в цифрах, как это отражается на товарообороте Беларуси и Армении, например?

— В 2022 году мы нарастили более чем в 1,5 раза товарооборот по сравнению с 2021-м. Показатели текущего периода также внушают позитивные ожидания. Это говорит о том, что мы нашли правильные точки соприкосновения с партнером, потому что торговля — это дорога с двусторонним движением. Если мы что-то предлагаем, а на том конце к этому нет должного внимания, значит, сделка не сложится. Тут же мы видим противоположность, которая связана с тем, что наша продукция востребована, она соответствует запросам рынка и мы готовы нарастить дополнительные объемы. 


— Влияет ли нахождение Армении в рамках нашего интеграционного объединения — ЕАЭС — на этот рост?

— Надо понимать, что Армения в плане ВВП не самая платежеспособная страна. Я убежден, что в рамках участия в Евразийском союзе ситуация выправляется. Мы видим, как Армения за счет роста товарооборота здорово прибавила в торговле в рамках ЕАЭС (с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью). Это то, о чем мы говорили: евразийское импортозамещение в действии. 

Я знаю Армению не понаслышке, с 2015 по 2020 год был здесь Чрезвычайным и Полномочным Послом, знаком со структурой народно-хозяйственного комплекса. Надо понимать, что армяне (как и другие закавказские народы — грузины, азербайджанцы) очень трудолюбивы, тысячелетиями они развивали и оттачивали свои способности, искусство в различных сферах, будь то земледелие, виноградарство или скотоводство. 

Следующий аспект: они искусные ремесленники. Если мы посмотрим, какие ткут ковры в Закавказье, восторгаемся их умением и талантом. То же самое касается и ювелирных изделий, резьбы по камню, дереву, чеканки — ряд можно продолжить. И все это можно увидеть в поездках в Баку, Ереван или Тбилиси. Там есть что посмотреть, можно напитаться их особым колоритом и привнести его элементы в нашу культуру. Тем более в век упрощенных коммуникаций это становится более доступным и без каких-либо затруднений. 

Соотношение «цена — качество» оптимальное

— Раз мы заговорили о евразийской интеграции, в отношении Армении, какие проекты нам интересны и, возможно, уже реализуются?

— Все традиционно — продукция нашего автомобилестроения. Сюда я отношу и сельхозмашиностроение (тракторы), и коммунальную технику. Мы хотели бы организовать поставки пассажирской автотехники. 

К сожалению, мы иногда видим, что условия закупочных тендеров организованы под конкретный проект. Мы хотели бы, чтобы условия конкурса были более универсальными и по ним проходила и наша техника. Тем более она соответствует требованиям евразийских технических регламентов. То, что сейчас предлагается как конкурсное предложение, — вне техрегламентов. На это надо «навести резкость». А потенциал известен: мы можем предложить не только наши троллейбусы в обычном понимании, но и троллейбусы с автономным ходом, автобусы различных вместимостей и, конечно, электробусы («Белкоммунмаша» и МАЗа), они весьма хороши, тем более что наши ученые разработали способ супербыстрой зарядки, которая длится 6—8 минут. 

Плюс Азербайджан, Армения и Грузия — горные республики, где в силу геологических условий много полезных ископаемых, которые можно добывать карьерным способом. Тут наше предложение Армении о тяжелых карьерных самосвалах, знаменитых БЕЛАЗах, как раз в тему. Тем более у армянского правительства есть соответствующая программа, направленная на развитие действующих карьеров и вскрытие новых месторождений. Словом, потенциал есть. А там, где БЕЛАЗ, — крупногабаритные и сверхкрупногабаритные шины.

Кроме того, сейчас произошел всплеск импорта в Армению легкового автотранспорта. Государства — члены ЕАЭС пошли навстречу запросу Армении и разрешили ей на льготных условиях заво­зить на определенный промежуток времени легковой транспорт. Естественно, он хлынул со всех сторон. Особенность такова, что в течение определенного периода по праву союза эти машины не смогут быть допущены на рынок остальных государств-членов без уплаты всех таможенных платежей. Но коль много техники, нужно много автомобильных шин. Мы знаем возможности «Белшины» и высокое качество ее продукции. 

Также в стране активно модернизуются коммуникационные линии. Поэтому много поставляем туда оптоволокна. По соотношению «цена — качество» оптимально. 


К слову, ряд по продукции машиностроения можно продолжить. Пользуется спросом специальная техника, которая изготавливается компанией «Пожснаб». Также мы предлагаем агрегаты, связанные с дорожным строительством, производства «АМКОДОР». Важными являются поставки лифтов «Могилевлифт­маш», которые успешно встраиваются в дома, спроектированные и построенные еще в советские времена. 

Большое внимание армянской стороной было уделено взаимодействию с нашим Минлесхозом по расширению лесопосадок. Тому есть несколько причин. Лес — это новый биоценоз. Плюс лес так или иначе влияет на воздушно-водный баланс, климат в целом (он становится более мягким). На ряде территорий этих широт идет борьба с опустыниванием, и когда будет посажен рукотворный лес, это принесет свой результат.

Немаловажная тема — положение, которое Армения занимает на географической карте в плане транзита грузов. По линии евразийской интеграции давно ведется речь о создании коридора «Север — Юг», и этот коридор в широком его понимании пролегает с европейской части союза через наши республики Закавказья. У Азербайджана великолепная позиция для этих целей, у Армении, также имеющей непосредственные границы с Ираном, тоже. А Иран — важный партнер в организации поставок в направлении Индии и в целом ключик к странам персидских монархий. Этой теме также на встречах придавалось значение. Наша делегация была достаточно обширная, поэтому разговор получился хорошим, конструктивным и полезным во всех отношениях. Надеюсь, его результаты дадут свои положительные плоды. 

— Помимо прошедших встреч на уровне вице-премьера и профильных министров, какие, возможно, локальные встречи имеют потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества? 

— С производителями, которые специализируются на тепличном выращивании плодоовощной продукции и цветов. Я же не зря упомянул импортозамещение. Вместо «восковых» помидоров из Нидерландов, от которых у многих в Беларуси проявляется нитратная аллергия, самое время использовать нормальные плоды Закавказья, которые произрастают в правильных погодных условиях (с хорошими солнцем и периодом вегетации), а не выращенные на гидропонике, в минеральной вате на питательных растворах, где ничего живого нет. 

Это же касается и цветов. Здесь широкое разнообразие. Они сейчас активно поставляются на российский рынок, появляются и у нас (надо понимать, в Голландии не растет столько цветов, они пользуются тем, что организовали через себя цветочную биржу — для Эквадора, Конго и других, настроили логистику. Сейчас же в силу затрудненных коммуникаций и прохождения грузов, которые организовал «просвященный» Запад, нам самое время переориентироваться на других поставщиков). 

Нам есть что предложить партнерам 

— В проекте, инициированном белорусской стороной на уровне ЕАЭС — «Евразийский электробус», — члены «пятерки» в том или ином виде выразили готовность поучаствовать в нем. Как идет процесс реализации?

— Проект «Евразийский электробус» — инициатива Беларуси, которая постепенно нашла понимание в союзе. В июне в Сочи пройдет Евразийский межправсовет, на полях которого будет проводиться выставка под девизом «Евразия — наш дом». На ней мы продемонстрируем евразийский электробус, где покомпонентно разложим, где белорусская, российская или армянская составляющие, т.е. покажем посетителям выставки, что у нас есть общий кооперационный продукт в виде электробуса. В нем практически все будет евразийское. Этот продукт, уверен, станет пользоваться успехом не только внутри Евразийского союза, но и за его пределами. Здесь мы рассматриваем Азербайджан, Узбекистан, Иран, другие страны, которым можно и нужно предлагать этот товар. От этого будет выгода всем. Во-первых, нашим партнерам по Евразийскому союзу по гарантированным заказам на расходные, комплектующие изделия. Во-вторых, мы будем уходить от технологической зависимости третьих стран. В-третьих, у нас станет развиваться собственная компетенция к конкретной отрасли. Условно, перестанем ездить только на мерседесах или опелях: есть и другие, не менее достойные бренды.

— Игорь Васильевич, как бы вы оценили результаты взаимодействия в рамках интеграционных объединений? 

— За последнее время я побывал в Ашхабаде, Баку, Ереване. Скажу одно: с партнерами надо взаимодействовать, разговаривать, предлагать свои товары, услуги, понимать, что у них есть потребности, искать общие знаменатели, точки соприкосновения, где мы можем помочь. От этого будут проявляться, во-первых, сбалансированность торговли, во-вторых, усиление партнерства, в-третьих, повышение экономической устойчивости Беларуси, партнера и того регионального объединения, с которым или в котором мы сотрудничаем. Мы не зациклены только на одном направлении: у нас много друзей и единомышленников, число их растет благодаря нашей миролюбивой и открытой политике, а также активности со стороны Главы государства, Премьер-министра, госорганов. 

anufrieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter