Игорь Китиков: «Самая дорогая подкова та, что дочка выиграла в конкурсе»

Директор Вилейского государственного профессионально-технического колледжа Игорь Китиков уже пятнадцать лет собирает подковы. В его коллекции экспонатов ни много ни мало сотня с лишним – из глины, дерева, металла, стекла, есть даже каменные, бумажные, из соленого теста! И у каждой подковы своя история.

Директор Вилейского государственного профессионально-технического колледжа Игорь Китиков уже пятнадцать лет собирает подковы. В его коллекции экспонатов ни много ни мало сотня с лишним – из глины, дерева, металла, стекла, есть даже каменные, бумажные, из соленого теста! И у каждой подковы своя история.

Игорь Китиков демонстрирует подковы из своей коллекции. фотоОдну подкову он привез из Крыма – особую, из оникса, который способствует ораторскому искусству. Другую, деревянную, ему подарили ребята-столяры, занимающиеся в кружке резьбы по дереву в Вилейском колледже. Но самая запоминающаяся, конечно же, первая подкова, с которой и началась коллекция.


– С молодости я увлекаюсь дайвингом, – рассказывает Игорь Семенович. – Однажды, когда был на даче, подумал: дай-ка схожу на речку и поныряю. Погрузился под воду, поплавал немного, пока внимание не привлек странный предмет в песке. Достал его, смотрю – подкова. Естественно, прихватил ее с собой. А потом стало мне любопытно: откуда она могла взяться, вот и поспрашивал местных. Оказывается, во время войны недалеко проходила линия фронта. И из Вилейки к ней шли несколько узкоколеек – одна как раз через эту речку по мосту. Тогда вагонетки тянули не паровозы, а лошади. Вот, видимо, одна подкова отвалилась – и прямо в воду. После этой находки я еще не думал что-нибудь коллекционировать. Все решил случай. Тогда я работал в Вилейском сельскохозяйственном лицее. Как-то пришлось к слову, рассказал ученикам, как нашел подкову и ее историю. На поверку оказалось, что дети просто обожают такие рассказы: они быстро увлеклись и стали приносить мне подковы. Один мальчик принес очередной экспонат и рассказал, как он у него оказался. Жил, мол, такой пан Шилович, и был у него любимый конь. Когда коня не стало, похоронил его пан на поле, а перед тем как закапывать положил что-то золотое в могилу. Однажды, уже во времена перестройки, вспомнили мужички эту легенду и решили раскопать и посмотреть – вдруг золото найдут. Пригнали экскаватор, выкопали, но нашли лишь полуистлевший платочек, вышитый золотыми нитями. Могилу потом закопали, но один мужчина взял на память оттуда подкову, а его сын потом принес ее мне.


Другой ученик принес мне совсем махонькую подковку. Смотрю: ведь таких коней не бывает совсем! Может, жеребенка подковывали? Начал изучать литературу. Потом нашел специалиста и стал спрашивать. А он мне рассказал, что жеребят вообще подковывать нельзя: у них мягкие еще копыта, если подковать – начнут трескаться и разрушаться. Спустя какое-то время узнать истину помогла одна краеведческая передача. Оказалось, где-то в нашей местности паны держали в поместьях пони. Так я и догадался, чьи и откуда такие маленькие подковы.


С тех пор стал я собирать экспонаты: сам находил или покупал, дарили друзья, ученики и знакомые.
Но самым любимым экспонатом, как признался Игорь Китиков, стала подкова, которую подарила дочь Лада: она ее выиграла в географическом конкурсе БГУ.


Свою основную коллекцию директор держит дома, лишь некоторые подковы обосновались в его кабинете, в Вилейском государственном профессионально-техническом колледже.


Мария ШПИТАЛЕВА, «ЗН», фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter