Календарь и традиции: 5 - 11 февраля 2018 года

Игнат Громницам рад

Идет февраль своим чередом. 6–го числа в традиционном народном календаре — Аксинья–полухлебница. Раньше к этому времени уже была израсходована половина запаса зерна, до нового хлеба оставалась половина «межурожайного» времени, и озимое зерно пролежало в земле до всхода также половину положенного срока. По Аксинье и «весну меряли». Плохая погода в этот день указывала на зиму затяжную и сложную во всех отношениях: «Кепска, калi Аксiнння дарогу перамяце». Еще из погодных наблюдений: снег сильно прибит к заборам — к «злым завiрухам» чуть ли не до середины марта.

Фото ОЛЬги ПАК.

7 февраля — Григорий. Какой день с утра до полудня — такой ожидается первая половина следующей (!) зимы. Погода второй половины дня соответственно выступала метеопоказателем ее завершающих месяцев.

10 февраля — Ефрем — сверчковый заступник. В прежние времена сверчка, который подавал голос где–то «ў запечку», связывали с домовым, помогающим соблюдать порядок, поддерживать благополучие и достаток. Неприятностей от этого насекомого не ждали, в отличие от других «хатнiх» букашек. Более того, холодными зимними вечерами люди одинокие даже радовались веселому «голосу» сверчка: «як засвярчыць, дык здаецца, i ў хаце ты не адзiн». «Сверкуну» посвящались не только веселые детские считалочки, песенки, забавные стихи, но и взрослая тематика — мудрые поговорки и пословицы.

Если в этот день поднимается ветер — лето будет довольно сырое и прохладное.

Предстоящая неделя — последняя перед Масленицей, в восточных регионах ее называли «сплошной», в центральных — «пестрой», «рабенькай». 10 февраля — масленичные «Дзяды», или родительская суббота, день поминовения предков. Кстати, у нас традиция «памiнальнай вячэры» сохранилась в наиболее чистом виде, в отличие от других славянских народов. С утра наши предки отправлялись в церковь, где старались вспомнить по именам даже очень далеких «прадзедаў». К вечеру чаще всего собирались всей семьей за столом, в некоторых местах приглашали и гостей — соседей, родственников. Готовили и подавали различное количество блюд — в зависимости от местных правил. На столе ставили и зажигали свечу. Основные поминальные блюда также различались по регионам, но «вяндлiна», колбасы, «верашчака», мочанка, грибная «полiўка», тоненькие блинчики–налистники присутствовали везде непременно. При выпечке блинов на масленичные «Дзяды» самый первый блин обязательно оставляли за окошком — для «продкаў», позже появилась традиция отдавать его птицам — посредникам между тем и этим светом. Еще на стол выносили отдельную «дзядоўскую мiску», куда понемногу откладывали от каждого блюда, и «дзядоўскую чарку». Иногда, прежде чем выпить самим, проливали чуть–чуть напитка на стол — также «для дзядоў». Старались соблюдать разумный регламент — употреблять не более трех рюмок: «каб не забыцца, нашто разам сабралiся». За столом вели себя «стрымана», беседовали о поступках, делах, наказах и советах предков, которых вспоминали с благодарностью. По завершении поминальной трапезы ничего со стола не убирали — «каб душы ласавалiся». Свечку гасили корочкой хлеба или блинком. При этом обращали внимание на то, как поведет себя образовавшийся дым: поднимается вверх — добрый знак для всей семьи.

Закрывает неделю, 11 февраля, Игнат. Игнат уже подает руку весне: «Iгнат Грамнiцам рад». Действительно, солнце заметно пригревает, все чаще сосульки превращаются в капель. Образующаяся вода считалась целебной: девушки протирали ею лицо, чтобы не появились веснушки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter