В партиях люди должны видеть не очередную борьбу за власть, а ключ для решения своих насущных проблем

Идти слева направо


На VI Всебелорусском народном собрании было решено в ближайшее время внести изменения в Закон «О политических партиях». Эта тема обсуждалась недавно и на совещании у Президента. Заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН кандидат философских наук Николай Щекин в интервью «НГ» изложил свое видение этого процесса.

По принципу «не навреди»

— Николай Сергеевич, что необходимо учесть на пути законодательного совершенствования?

— Прежде всего надо внимательно изучить зарубежный опыт. Да и сама тема требует вдумчивости, рассудительности. Спешка здесь не приемлема, иначе можем погубить страну. Действовать надо по принципу «не навреди». Мировой опыт последних десятилетий показывает, что в большинстве стран партии себя дискредитировали, так как стали инструментом лоббирования интересов транснациональных корпораций и спецслужб, военно-промышленных комплексов, финансовых, банковских кругов. А еще — инструментом манипуляций и шантажа не только общественным мнением, но и в принятии государственных решений. Поэтому когда речь идет о конкретных пунктах в контексте изменения закона, следует исходить только из национальных и государственных интересов. 

В связи с этим абсолютно логична и справедлива позиция Президента относительно высоких социальных и моральных требований к политическим партиям в современных условиях. Сегодня на первый план выходят вопросы безопасности, мира и стабильности. Следовательно, предложения о том, что учредителями партий могут быть только граждане Беларуси, постоянно проживающие на территории страны (впрочем, это должно касаться и членов партии), о категорическом запрете финансирования из-за рубежа, широком представительстве в регионах, введении более высокого порога численности партии, на мой взгляд, являются необходимыми условиями сохранения суверенности страны, открытости и честности по отношению к гражданам. Очень важно избежать конфликта интересов. Посмотрите, что происходит у наших соседей. В большинстве случаев там действуют либо карманные партии (Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Молдова, Грузия), либо партии, выражающие интересы олигархов и банковских элит (Германия, Франция, США). В мире хватает негативных примеров, и мы не должны наступать на грабли.

— Почему в белорусском обществе не выражен запрос на политпартии?

— Здесь я вижу несколько причин. Во-первых, надо признать, что в Беларуси нет культуры партстроительства и партдвижения. Во-вторых, существующие партии показали себя не с лучшей стороны в системе государственного строительства. Общество сразу увидело их карликовость и неспособность отстаивать интересы простых граждан. В-третьих, структура белорусского общества такова, что социально-политическая ниша, в которой себя смогли бы проявить партии, отсутствует, так как изначально они стали думать, как поделить власть и приватизировать ее. Вспомните начало 1990-х, когда вновь зародившиеся партии занимались продажей Родины и спекулировали на исторических традициях, одновременно подменяя понятия и втягивая людей в грязные политические игры. Думаю, именно поэтому тогда Президент, видя эту несправедливость, принял для себя единственное, как мы сейчас уже понимаем, правильное решение — то есть быть Главой государства для всех граждан Беларуси.

Территория роста

— Из 15 партий, зарегистрированных нынче в Беларуси, хорошо если обыватель назовет три-четыре. На ваш взгляд, в чем причина столь низкого рейтинга? 

— Люди привыкли, и это историческая православная традиция, доверять сильным личностям, национальным лидерам, а не аморфным образованиям, члены которых очень далеки от проблем простых граждан и пекутся только о своих личных интересах. И в этом их слабость. Более того, большинство лидеров белорусских партий не имеют управленческого опыта либо по жизни растеряли его и никогда не принимали участия в решении конкретных вопросов граждан. Люди все это видят. К слову, и недавний масштабный соцопрос показал, что доверие к партиям находится в рамках социологической погрешности. Белорусский народ доверяет лишь тем, кто не только обещает, но и выполняет свои обещания, кто разбирается в жизни и понимает, какие решения необходимо принимать. 

— Так каким путем нам ­идти?

— Как ученый, историк и философ могу сказать, что любая социально-политическая трансформация должна соотноситься со зрелостью общества и соответствовать реальным государственно-общественным запросам и процессам развития. Партии не должны искусственно создаваться и поддерживаться государством, так как в результате получим гибридные образования, которые в своем целеполагании будут противоестественными, а следовательно, войдут в противоречие исторической традиции и станут изнутри разрушать государственные основы. Насильно мил не будешь. Считаю, что партии должны быть выстраданы народом и иметь ментально-исторические традиции для своего существования. К сожалению, сегодня практически нет научных исследований, предложений ученых Беларуси по современному партийному строительству и перспективам его развития.

Написать программу организации, объединения много времени не потребуется и больших интеллектуальных усилий не составит. А вот сделать серьезный анализ всех процессов, сложившейся ситуации и в мире, и в стране, соизмерить потенциал и возможности государства и общества не просто. Прежде чем говорить о количестве партий, их предназначении, следует глубоко проанализировать современное состояние белорусского общества, социальные связи, понять, какие слои общества выражают те или иные интересы, какую они цель преследуют.

Убежден, что партии XXI века в условиях белорусской модели развития должны стать своего рода территорией роста управленческого корпуса страны для народного хозяйства, выявления перспективных управленцев, то есть стать школой жизни. Вся их политическая деятельность должна сводиться к выкристаллизации и моделированию стратегических политико-хозяйственных и общественно-гражданских технологий устройства страны, формированию нового образа партийной жизни и созданию партийной культуры. В то же время нельзя забывать об общественных организациях (Федерация профсоюзов, «Белая Русь», Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский союз журналистов), которые в поствыборный период проявили себя ответственно и по-государственному.
Любая социально-политическая трансформация должна соотноситься со зрелостью общества и соответствовать реальным государственно-общественным запросам и процессам развития. Партии не должны искусственно создаваться и поддерживаться государством

Качественный подход

— С точки зрения оптимальности, сколько, на ваш взгляд, у нас может быть партий?

— Сейчас об этом рано говорить. В любом случае с учетом ментальности белорусского народа, ресурса страны, геополитической ситуации и модернизации Конституции следует думать не о количестве, а о качестве. Сегодня в стране 15 партий. А результат? В обществе их практически не знают. Поэтому две-три сильные, с реальными программами, широким представительством в регионах вполне могут существовать. Но система государственного управления должна оставаться жесткой и эффективной, с сильной президентской властью.

Незыблемая идеологема — исторические традиции и память, суверенитет и независимость Беларуси, достоинство человеческой личности, национальная гордость, права, свободы и ответственность гражданина, патриотизм. В зависимости от политической направленности партия, конечно, должна иметь свои особенности, быть узнаваема, будь то коммунистическая, христианско-демократическая, либерально-демократическая. Главное, чтобы в их действиях не было политического экстремизма, пропаганды религиозной, национальной и расовой нетерпимости. Всем этим проявлениям ультраправого и ультралевого толка государство должно давать жесткий отпор.

konon@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter