Что стоит за бумом обучающих курсов по программированию?

Идти на сервер

«IT-занятия с трудоустройством», «Поможем найти себя в IT-сфере», — гласит контекстная реклама в интернете. Неужели все так просто? И можно вместо четырех лет в университете отучиться пару месяцев — и готовый специалист?

Фото  pixabay.com

Работу не гарантируют

В интернете полно объявлений о том, что набираются группы по компьютерному программированию, SEO-разработке, веб-дизайну и так далее. В метро есть реклама со слоганом вроде: «Айтишник на метро не ездит», «Айтишник не экономит. А ты чем хуже?» Обещанная зарплата в 1000 долларов и всего 3 месяца учебы — заманчиво. Решила позвонить в пару центров, чтобы узнать, насколько реальность расходится с радужными перспективами:

— Здравствуйте, хочу записаться на курсы по разработке Android-приложений. Но у меня базы нет, уровень знаний в этой сфере нулевой. Потяну?

— Да, конечно. Вы ведь не одна такая. С нулевым уровнем чаще всего и приходят.

— На сайте написано, что вы гарантируете трудоустройство. Для всех выпускников курсов?

— Это зависит от ваших навыков, сформированность которых проверят в конце обучения. Вообще, чаще всего те, кто к нам приходит, сами ищут себе стажировки. А там уже как себя зарекомендуете.

Позвонив еще в два образовательных центра, убедилась, что гарантии трудо­устройства никто не дает.

Вероника Коробейко пошла на курс «Программирование на Java». Он позиционировался красиво: «с нуля до совершенства за 15 занятий».

— У менеджера сначала спросила: стоит ли сюда записываться, если умею только компьютер включать. Меня заверили, что именно на таких эта образовательная программа и рассчитана. В итоге в нашей группе пара человек были такие же нулевые. Я ушла через неделю, так как ничего не понимала.

Александр Шадуро, IT-тренер, технический директор собственного стартапа, говорит, что многие люди слишком доверчивы:

— Не нужно вестись на громкую рекламу. Минимальное входное испытание, которого многие желающие войти в IT стараются избежать, нужно в первую очередь не тем, кто предоставляет образовательные услуги, а самому ученику. Ведь если не удалось выполнить простейший тест, пройти собеседование с тренером, как учиться дальше?

Программистом можешь и не быть

Катерина работала по распределению инженером-технологом по сварке на крупном заводе. Заработок фиксированный. К перемене места работы подтолкнул брат. Он из банка ушел в фирму, занимающуюся установкой программного обеспечения.

— Я никогда не интересовалась миром IT. Пришлось все начинать с нуля. Выбрала курсы. Там действовала рейтинговая система: за домашние задания и тесты начислялись баллы. Я не была в топе лучших учеников. А фирмы приглашают на собеседования только лучших из рейтинга. С сомнительным дипломом потом ходила на собеседования и раз за разом слышала одну причину отказа — не хватает опыта. В конце концов решила, что это не мой путь и вернулась на завод.

Ольга Тропина, специалист по управлению кадрами, уверена, что все зависит от мотивации и желания самого ученика. Многие идут просто с мыслью: «Хочу много денег», но ничего не делают для этого:

— Они уверены, что, раз заплатили, должны получить обещанное. Но IT-зарплаты — это усердие, тяжелый труд, кропотливая работа, которая на первый взгляд не видна, и на второй, кстати, тоже. Какой бы ни был классный преподаватель, он  не  сделает главного  — не научит работать. Да и к тому же программировать дано не всем. Надо быть честным с самим собой.


Когда востребован экспресс

На программиста в  университете учат четыре-пять лет. За это время студент получает широкие знания в различных областях и готовится быть многопрофильным разработчиком, который умеет создавать базы данных, проектировать автоматизированные системы и делать многое другое. Но когда выпускник университета приходит на работу, он также проходит начальный период адаптации уже в конкретной IT-компании.

В пресс-службе БГУИР, вузе, который готовит будущих программистов, отметили, что 90 процентов студентов находят работу после третьего курса:

— Когда приходит время распределения, практически все приносят заявки из фирмы.

Выпускник экспресс-курсов, отмечают эксперты, получает знания в  узком направлении, которые пригодятся здесь и  сейчас. Он  сразу готов начинать работу, чтобы в  процессе постепенно расширять свой айтишный кругозор. И обу­чения от трех до шести месяцев вполне хватает, чтобы освоить языки программирования.

— Здесь нужно понимать, что программа очень сжатая, — акцентирует внимание Александр Шадуро. — Типовое занятие длится около трех часов и проводится в группе из 10—20 человек. Если преподаватель опытный, то он потратит это время на объяснение тех вещей, которые слушатель не найдет в книгах, на форумах или затратит на поиск подобной информации массу времени.

 Кроме этого, задача тренера — показать, как правильно действовать, и направить ученика в нужную сторону, выстроить мышление программиста, а не просто научить зазубривать текст. Это как в спорте: тренер не держит за подопечного клюшку и не бьет по мячу. Но он может указать на ошибки, скорректировать технику и ускорить процесс обучения.

В одной небольшой, но уже достаточно известной на рынке столичной компании около 20 процентов сотрудников окончили курсы.

— Сегодня все хотят в IT, и среди неопытных ребят большая конкуренция. Поэтому предпочтение мы отдадим тем, кто приложил больше усилий, — объясняет руководитель отдела управления персоналом компании Елена Середина. — Что касается разработчиков, то выберем скорее ребят с профильным образованием. В первую очередь это основная база, кто бы что ни говорил. Да и больше шанс, что ребята, которые сознательно выбрали такую профессию, работают в ней по призванию, а не из-за денег. У нас есть и те, кто стал прекрасным разработчиком, будучи самоучкой. Но это исключение, а не правило.

В Беларуси недавно завершился международный проект, посвященный трудоустройству женщин. Пять месяцев они усердно изучали языки программирования, пытались понять, чем отличается Product Owner от Frontend-разработчика. Участницами стали и школьницы, и студентки, и уже работающие. Возрастное ограничение от 15 до 25 лет. «НГ» разыскала девушек, окончивших курс, и узнала, как сложилась их судьба в IT.

Анастасия Пешко и Дарья Делендик определились с выбором специальности в одной из компаний.

— Я стажировалась на должности маркетолога, — говорит Дарья Делендик. — После этого руководство фирмы меня пригласило остаться.

Анастасия Пешко решила, что будет специалистом по кадрам:

— Мне нравится режим многозадачности, к тому же есть возможность реализовывать свои идеи касательно и корпоративной культуры, и проведения развлекательных мероприятий. Работаю в одной из компаний, где была на стажировке.

В то же время девушки советуют не особо доверять рекламе курсов, где обещают золотые горы при минимальном приложении усилий: «Так не бывает, и это просто выкачивание денег».

ЦЕНА ВОПРОСА

К основным направлениям в IT относятся: разработка, дизайн, менеджмент, маркетинг, поддержка и аналитика. Самое популярное направление — разработка. Сюда входит создание компьютерных программ, сайтов, приложений и так далее. Курсы с наиболее высокой ценой как раз нацелены на изучение языков программирования для написания всего вышеперечисленного. Их стоимость за три месяца превышает 1000 и может доходить до 3600 рублей (если индивидуальные занятия). Дистанционный двухмесячный курс программирования на Java при ПВТ стоит 969 рублей. В сфере дизайна за полтора месяца и за 529 рублей учат пользоваться фотошопом. Много специальностей входит в IT-маркетинг: PR-менеджер, SMM-менеджер, интернет-маркетолог и менеджер по продажам IТ-услуг. Дистанционный курс по SMM при ПВТ длится около трех месяцев и стоит 770 рублей. Рассчитан он на 15 человек. За 15 занятий и 650 рублей обучают инструментам продвижения в социальных сетях.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter