“Идиотки” — наш ответ Москве, которая слезам не верит

Не успели минчане в полной мере насладиться сознанием того, что их город воспет в отечественном поп-хите Натальи Батраковой “Площадь согласия”, как современная белорусская беллетристика пополнилась еще одной книгой с чисто минской душой. Ее написала подруга Батраковой, автор нескольких детективов, ведущая программы “Вот такие пироги” на БТ Тамара Лисицкая. Ее “Идиотки” — современная сага, описывающая жизнь трех подруг-минчанок с 10 до 30 лет. Попутно писательница предприняла попытку разобраться, что же произошло с нами и обществом за эти десятилетия. Сегодня Тамара ЛисицкаЯ — за чашкой чая в нашей гостиной.

— Тамара, ваша книга охватывает промежуток времени в 20 лет. А сколько, интересно, вы ее писали?
— Я не задумывала эту книгу двадцать лет назад, и точно так же не могу сказать, что недавно я проснулась утром и поняла, что буду с сегодняшнего дня писать “Идиоток”. Я — в зоне писательской опасности. Журналист, сценарист... Столько всего каждый день пишу, от сценариев до записок мужу, что было бы скорее странно, если бы вся эта писанина книгой не закончилась. Это мое нормальное состояние. Если не пишу что-то, не черкаю на бумаге — значит, я, наверное, сплю. Так что “точки входа” в книгу нет. Могу только сказать: с момента осознания, что на этот раз я все-таки напишу такую книгу, и до ее презентации в “Светоче” прошло около года. И около половины этого срока я непосредственно ее писала. На самом деле в книге все очень просто, и писалась она соответственно. Я расчертила тематическую схему, несколько месяцев думала, как обойдусь с тем или другим героем.
— Ваши персонажи “срисованы” с реальных людей?
— И не только они. Вся книга — это реальный Минск, реальные названия улиц и станций метро, реальные фамилии каких-то деятелей шоу-бизнеса. И я этим страшно довольна и горжусь. Я вообще-то по жизни веду списки, куда вписываю фамилии своих друзей, которые могли бы пригодиться мне в написании книг. Но если друзья в романе списаны с живых людей из плоти и крови, то врагов придумывала сама. По-моему, белорусской литературе не хватает именно такой реальности современной беллетристики, так сказать, узнаваемости декораций. Во многих произведениях современных авторов нет какой-то простоты, жизненной правды, доступности, они немного искусственны.
— Среди ваших друзей немало людей известных. Может, назовете пару имен знаменитостей, послуживших прототипами?
— На самом деле было так: имя героя — тире — и целый список фамилий людей, от которых бралось по черточке, по привычке, словечку, элементу внешности, интересному факту биографии и т.д. Если бы кто-то непосвященный прочитал эти мои записи, точно подумал бы, что это привет из сумасшедшего дома! Так что каждый герой — целый “клубок” прототипов, этакий мутант из нескольких человек. Что касается имен, эти люди в основном как раз из тех, кто работает в шоу-бизнесе, кино, рекламе, медиа, но, так сказать, за кадром, не на сцене. Их не видит широкий зритель, так что их имена вам вряд ли что-то скажут. А все реальные фамилии, которые я могла назвать в книге, названы. Это Ялинская, Езерская, Грибалева и множество других людей, которые вошли в жизнь нашей страны и, значит, моих героев.
— Вот говорим мы с вами об “Идиотках”, Тамара, а мне, признаюсь, все больше приходит на память российский шлягер “Все мужики сво...” — тоже поп-изложение историй трех подружек, которые любят, ошибаются, взрослеют и при этом пытаются разобраться в себе и в жизни. Признайтесь, вы вспоминали об этой книге, когда писали свою?
— Не вспоминала по той простой причине, что ее не читала и даже сериал не смотрела... Передо мной был скорее другой пример — “Москва слезам не верит”. Кстати, мне об этом говорили многие. И я поняла, что придется соглашаться... Еще называли сериал “Секс в большом городе”, но я считаю, это уже перебор. Потому что там акцент сделан на половую сторону жизни людей, а у меня все-таки на бытовую. Это просто бытовая проза с большой долей иронии. Мои героини все-таки проходят за эти двадцать лет другой путь — от десятилетних девочек до тридцатилетних женщин. Эротика, конечно, в книге есть — куда же без нее! Но акцент на ней я не делала. Она вписывалась в книгу как один из ходов для того, чтобы показать взросление моих героинь. Но не как самодостаточный элемент. Я представила, что эту книгу будет читать моя мама... и не смогла сделать что-то вроде “Секса в большом городе”. Такую книжку я еще напишу. Но это будет уже другая история!
— А продолжение “Идиоток” планируете?
— Признаться, да. Но для этого должно пройти время. Сейчас моим героиням тридцать лет, как мне, и я все о них сказала, что хотела.
— Вы уже успели снять по “Идиоткам” короткометражный фильм, где в ролях Люся Лущик, Светлана Кашицкая, Саша Кирсанова (из дуэта “Александра и Константин”), гимнастка Евгения Павлина, певица Корриана, виджей Катя Пытлева, журналист Александра Снегина, “последняя героиня” Ксения Волкова, ваша подруга писательница Наталья Батракова, актер Игорь Забара, юморист Евгений Крыжановский, кавээнщик Андрей Дерьков, “знаток” Алесь Мухин... Как вам удалось “уломать” на съемку такое количество известных персон? Помогли журналистские связи?
— Знаете, особо уламывать никого не приходилось. И многих из них я вообще видела до этого только на телеэкране. Каждому звонила с просьбой поучаствовать в моем проекте и всегда была готова услышать отказ — из-за нехватки времени, съемок и т.д. Но никто не отказался. Из 24 героев фильма не смог приехать на съемки только один. Думаю, они соглашались даже не из-за какой-то особой симпатии ко мне, а потому, что все они — люди творческие, им хочется действия, тянет попробовать себя в разных вещах, разных проектах, лишний раз выйти на публику, заявить о себе. А у нас пока таких проектов очень мало. Связи с общественностью у наших известных персон весьма тонки, “точечного”, направленного интереса к этим людям не наблюдается, а ведь он им нужен как воздух. У нас плохо развито то, что называют светской жизнью. И звезды могут себя реализовать разве что где-то на вечеринке, попивая фуршетный коньяк и слушая, как их коллеги со сцены что-то поют под фонограмму... Других способов самореализации, даже маленьких, локальных проектов — раз-два и обчелся. Если бы мне предложили сняться в таком вот мини-фильме, — я тоже с удовольствием согласилась бы. Так что мне хотелось, на самом деле, сделать хорошо и себе, и тем, кого я приглашала на съемки. И они это поняли.
— Вы с писательницей Натальей Батраковой всегда ведете друг у друга презентации книг?
— Стараемся. Это традиция. Специально подгадываем, чтобы выходы книг не совпадали... Шутка, конечно. А вообще, это действительно Наташа подбила меня на современную сагу. Я и раньше писала книги, но другой направленности — детективы и издавала их в Москве. А Наташа в это время уже вплотную работала в Минске с издательством “Кавалер Паблишерс”. И высказала мне, что пора писать о родине и издаваться здесь же. Я решила, что она права. Мне очень захотелось сделать именно здесь такую книгу. Потому что чтивной, крепко сделанной беллетристики, мне кажется, нам не хватает. Подумала: “Елки-палки! Ведь мы же живем в этом городе, любим его, почему бы не написать книгу о нем!”
— Как ваши коллеги на “Альфа-радио” и БТ восприняли известие о выходе вашей новой книги? Поздравляли?
— Дело в том, что у меня нет ежедневного рабочего места в офисе, а вокруг — двух десятков коллег, которые кричат: “Привет, Тома, мы читали твою книгу! Поздравляем!”. Я раз в неделю появляюсь на БТ, чтобы поработать над своей программой “Вот такие пироги”, примерно так же появляюсь на “Альфа-радио”. Но все те, кто меня в эти редкие моменты видит — операторы, редакторы, режиссеры, сразу выказали бурный восторг и даже купили мою книгу, а я оставила на их экземплярах автографы.
— А как отнеслись к выходу книги домашние — сын с дочкой и муж?
— Дети книгу не читали: Андрею семь лет, Кате два с половиной года. Но им так понравилась презентация, что теперь они спрашивают, когда мама напишет еще одну книжку. Они побывали в большой компании, посмотрели прикольные фильмы и в первый раз в жизни потом играли в боулинг, так что счастью предела не было. Муж, ди-джей радио “Радиус FM” Глеб Морозов, от моей книжки довольно сильно пострадал. В процессе ее написания ему меньше готовилось, вообще уделялось меньше внимания, чем обычно. Но в итоге он остался за меня рад.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter