Экономика Германии впала в рецессию и может потянуть за собой весь Евросоюз

Идет ко дну

По сведениям Destatis (Федерального статистического управления Германии), главная экономика Европы скатилась в первую за многие годы рецессию, когда на протяжении двух кварталов наблюдался экономический спад в стране. Среди повлиявших на это негативных трендов — высокая инфляция, которая держится сейчас на уровне свыше 7 % и снижается крайне медленно. Плюс, по оценке Bundesbank, были и другие факторы: повышение зарплат, подорожание банковских кредитов и займов, поэтапный подъем учетной ставки ЕЦБ. И не только это.

Социальная апатия и потребительский пессимизм

Прежний оптимизм немецкого общества сменился пессимизмом: резко упала покупательная способность населения (люди стали приобретать меньше продуктов питания, одежды, обуви, мебели и автомобилей); снизились объемы заказов промпредприятий, деловая активность; не оправдались ожидания по развитию экономики США.

Таким образом, двигатель основной экономики Европы дал сбой и фактически остановился, а падающая в бездну немецкая экономика может, как костяшки домино, подкосить все остальные европейские страны. Ситуация в Германии крайне насторожила брюссельских чиновников: очевидно, рецессия не пройдет бесследно для объединенной Европы. А ведь раньше в периоды различных кризисов Германия была спасательным кругом для Евросоюза. Но сейчас он и сам оказался дырявым.

К такому невыигрышному раскладу привели десятилетия ошибочной энергетической политики властей, отказ автоотрасли в перспективе от производства автомашин с двигателями внутреннего сгорания, «черепаший» переход к внедрению новейших и зеленых технологий, тотальный отказ от недорогих российских энергоносителей — «крови» для немецкой промышленности и транспорта, других важнейших секторов промышленности. Рецессия, как предполагают в ФРГ, может оказаться для немцев и иных европейцев глубокой и затяжной. Хотя канцлер Шольц, имеющий слабую поддержку избирателей, ранее уверял, что Германия может без последствий избавиться от российских энергоресурсов, вводя вместе с тем жесткие санкции против России и выделяя огромные объемы военной помощи Украине. Однако канцлер ошибся не только в этих действиях, но и во многих других вопросах.

Немцы проигрывают конкуренцию

Германия всегда отличалась высокими темпами развития науки, не жалея средств на новейшие разработки. Тем не менее в этой сфере на «крутых поворотах» ее обошли США, Китай и Япония. Это видно по ситуации в автопроме — одном из драйверов экономики ФРГ. Американские и азиатские конкуренты в секторе электромобилей, говоря языком спортивных комментаторов, имеют явные преимущества и ведут в счете. Финансовое и социальное благополучие Германии непосредственно связано с развитием производственного сектора. Однако сегодня эта страна очень зависит от заграничных рынков как по заказам, так и по сырью, прежде всего от Китая. В торговле с Пекином у Берлина большой дефицит — 84,9 миллиарда евро (по итогам 2022-го).

Немецкой экономике явно не хватает инвестиций, особенно в сфере цифровых технологий. Еще одним серьезным ступором роста стала демографическая ситуация: нехватка квалифицированных кадров ежегодно обходится экономике в 85 миллиардов. В 2023-м, например, пенсионного возраста достигнут более миллиона немцев. К концу десятилетия дефицит рабочей силы увеличится до полумиллиона человек.

Латание бюджетных дыр

Политические проблемы усиливают раздрай в экономике: разногласия в коалиционном правительстве мешают эффективной работе, уменьшая шансы на успешную борьбу с рецессией и другими неурядицами. Тем временем немецкие власти туго затягивают пояса: канцлер ФРГ Олаф Шольц и министр финансов Кристиан Линднер за счет снижения расходов министерств и ведомств ФРГ на 2—3 % (за исключением оборонного ведомства) решили заткнуть 20-миллиардную дыру в бюджете на будущий год. Это позволит стране сэкономить примерно половину недостающей суммы. А где найти остальные деньги? Предлагается урезать расходы на социальные нужды, но социал-демократы Шольца на такое явно не пойдут. При этом немецкие зеленые будут тоже недовольны: они призывают залатать бюджетную брешь не за счет сокращения расходов, а посредством увеличения налогов, в первую очередь «ощипав» как следует богатеев. Еще планируется сократить поддержку энергосектора. Однако в бундестаге опасаются, что планы канцлера и главы минфина замедлят экономический рост и поставят под вопрос социальную стабильность и единство немецкого общества.

Напомним, проблемы с бюджетом-2024 в Германии можно объяснить и тем, что в следующем году ей придется выплатить высокие проценты по госдолгу (свыше 40 миллиардов евро). Причем в 2021-м на его обслуживание направляли в десять раз меньше — 4 миллиарда евро.

В ТЕМУ

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры инноватики и предпринимательской деятельности БГУ:

— Немецкая экономика, безусловно, может потянуть на дно Евросоюз, потому что мировые элиты решили ввергнуть в рецессию всю евро­экономику. Желательно вообще в кризис опустить. Ведь руководители западных стран (шольцы, макроны и другие) являются марионетками Соединенных Штатов. Образно говоря, это своеобразные куклы в «театре Карабаса-Барабаса» — заокеанского «дяди» из США и англосаксонской Великобритании, которая вышла из состава ЕС. Разыгрывается спектакль — деиндустриализация Европы — одна из важнейших целей Вашингтона и Лондона. Для чего это делается? Старый Свет стал незаслуженно хорошо жить, но вассалы, по мнению американцев, не должны выглядеть достойно, когда сюзерену самому не хватает на жизнь. Через Германию они опустят в рецессию европейский субконтинент, доведут его до низкого уровня жизни. Таким образом, сегодня формируются ключевые мировые элиты, а всем остальным уготовили лишь роль добычи, которую положено растерзать. Это называется «новый мировой порядок». Понятно, что три четверти планеты против подобного мироустройства, да и народы Германии, Европы выступают против, но им приходится терпеть действия своих властей.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог:

— Ситуация в Германии еще раз подтверждает тезис Жозефа Барреля, что «европейское экономическое чудо» зижделось на дешевых российских энергоносителях и сырье, военном зонтике США (который давал возможность экономить на обороне) и недорогой, но при этом работоспособной промышленной силе Китая, куда многие европейские компании повыводили собственные производства.

Что же теперь получается? Страны ЕС отказались от сотрудничества с Россией, и это привело к резкому повышению цен на энергоресурсы и сырье, снизило рентабельность европейских компаний, вызвало резкое ухудшение бизнес-климата.

Второй удар пришелся в связи с принуждением европейцев поставлять вооружения режиму Зеленского. То, чего так долго пытался добиться Трамп — заставить европейцев увеличить свои военные бюджеты как минимум до 2 % ВВП, — происходит сейчас. Поставляются вооружения, опустошаются склады, запускается ВПК — как для нужд киевского режима, так и для оголенных собственных армий. И это еще одна весьма существенная статья расходов.

Сейчас же идет борьба по третьему пункту. Европейцев пытаются принудить остановить сотрудничество с КНР. Это делается дипломатическими методами и увеличением количества санкций в отношении Пекина, а также чисто механически: при помощи попыток закрыть границу между Беларусью и ЕС (через нее идет северная часть китайского проекта «Один пояс, один путь»). Как результат, уже в ноябре прошлого года около 25 % немецких компаний, согласно социсследованию, приступили к выведению своих производств из Евросоюза. Если подобная ситуация сохранится, следует ожидать деиндустриализацию экономики стран ЕС, и прежде всего Германии. А это безработица, снижение доходов населения, общественное недовольство.

savostenko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter