Календарь и традиции с 29 мая по 4 июня

Идет-гудет Зеленый Шум

Следующая неделя — три завершающих дня календарной весны и первые дни лета — получила народное название «пралецце». К этому времени уже закончена посевная, и при удачной погоде можно уже даже отправляться осматривать «палеткi», чтобы сделать первые прикидки насчет будущего урожая: «убачыць спадар, што Бог дасць у дар». В традиционном народном календаре почти один за другим идут «прысвяткi» — Федор–ячменник (29 мая) и Федот–овсянник (31 мая). Но хотя весна почти вся за плечами, работы у сельчан меньше не становится — ведь хорошо известно: летний день год кормит.


Что касается фенологических наблюдений, пытливый народный ум подметил: если к этому времени дуб (прозванный «ленивым», поскольку позже других деревьев одевается в листву) вовсю зазеленел и у него, как говорят, «макушка с опушкой», — урожай овса ожидается богатым. Отмечали также, что, если в первые два дня июня идут дожди, — месяц будет засушливым.

Итак: июнь, «чэрвень — пралецця скон, а лета — у гон».

Открывает летний сезон Иван (1 июня), прозванный долгим за действительно огромный световой день.

4 июня — Святая Троица, Семуха.

Во многих местах у нас накануне Троицы проводят поминальные, Троицкие, «дзяды» и «бабы». Сам обряд чем–то принципиальным не отличается. Но вписывается в общее состояние расцвета природы. И если во время «восеньскiх дзядоў» предков благодарят за урожай — дар от Бога и земли, то сейчас проявляется стремление умилостивить «дзядоў», чтобы получить от них своеобразный отклик–поддержку в еще предстоящих работах хозяйственного года.

Поминальные «Траецкiя бабы» отмечаются накануне «дзядоў», в пятницу, — возможно, оттого, что пятница всегда считалась женским днем. По обычаю, так же как и в другие поминальные дни, во время посещения родных могил вспоминали умерших близких и, чтобы напомнить, рассказать им о наступившей чудесной поре года, обметали могильные холмики вениками, связанными из веток дерева (березы, клена), которое в этом регионе традиционно считается главным. Такой веник выступал своеобразным коммуникационным каналом.

Святая Троица, Пятидесятница (пятидесятый день после Пасхи) получила также народные названия — Семуха, Семик, Семка, Зеленец, «Зялёныя святкi». В народной обрядовой традиции праздник считался женским, и главное место, самая важная роль в проводимом действе принадлежала девушкам и молодым женщинам. Одна из ярких составляющих обряда — кумление, то есть принятие своего рода обязательств поддерживать добрые, дружеские отношения. Такой договор скреплялся как словами, так и обменом какими–нибудь мелкими, чисто девичьими вещицами — лентами, платочками, сережками, колечками. Все это обеспечивало взрослеющим девочкам миролюбивую обстановку, отсутствие негатива при социальной коммуникации.

О тесной связи человека с природой свидетельствовал обряд кумления с деревцем–тотемом — обычно березкой. В чистом, светлом березовом «гаёчку» девушки выбирали такие же молодые, как и они сами, деревца, связывали их вершины наподобие живой арки и проходили под ней, давая обещание через некоторое время «развить венок» из живых веток.

Семушные народные обрядовые праздники (они образовывали практически целый семушный цикл) в прежние времена отмечались всем родом и обязательно на «адкрытай прасторы» или в светлой роще, в местах, где росли культовые деревья. Таким образом человек стремился «ушанаваць» природу, воскресшую после зимнего сна, соединиться с истоками, получить жизненные силы и энергию. Обычай вносить в селение живое зеленое деревце, украшать ветвями, цветами и травами жилища по праву считается одним из красивейших. А традиционно сплетенный долго не вянущий венок предсказывал здоровье и силы человеку, всей его «радзiне» и «дабрабыт» в доме.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter