Отношения власти и бизнеса с учетом новых экономических реалий требуют равноправного и заинтересованного диалога

Идешь играть в футбол, а тебе предлагают регби

Кто и что виновато в сегодняшнем кризисе, вроде бы понятно. Главный вопрос дня – что делать? И более того – что и как делать как можно быстрее? Тоже вроде бы понятно – развивать бизнес, и прежде всего производственный, с перспективой на импортозамещение. Об этом на форуме «Деловой России» прямо заявил Владимир Путин: «Общество и государство заинтересованы в появлении массового слоя успешных, перспективных компаний. Их создание станет достойным ответом на непростые вызовы, которые стоят сейчас перед российской экономикой. Изменение курса рубля повышает ценовую конкурентоспособность отечественного производства, открывает окно возможностей для того, чтобы взять под свой контроль новые ниши и на национальном, и на международном уровне». Но тут же Президент предупредил, что такие возможности могут быть ограничены по времени, и ими нужно грамотно, максимально быстро воспользоваться для наращивания несырьевого экспорта и для проведения интенсивного освоения собственного рынка. 

Бизнес от малого до большого с этими словами президента полностью согласен. Однако от власти предприниматели ждут не только слов, но и дела. И прежде всего – четкого определения правил игры. А то как горько пошутил один «малый бизнесмен»,  20 лет работавший и в производственном, и торговом секторах: «Выходишь на футбольное поле, экипировавшись и изучив правила этой игры, как тебе через некоторое время судья говорит – извините, но дальше мы играем в регби. Изучил новые правила, перестроился – вроде опять в игре, а тут судья объявляет, что дальше играем в баскетбол…»

К примеру, за девять лет существования антимонопольного закона он претерпевал изменения 29 раз! К тому же, по-статистике, российская  антимонопольная служба возбуждает дел больше, чем все страны мира вместе взятые. В предпринимательском сообществе по этому поводу недоумевают: неужели они такие непослушные. Однако объяснение здесь в другом – по правилам, которые установила ФАС, попадает под наказание или под реакцию антимонопольной службы только 11% из первой сотни крупнейших компаний, а 36% – это малый и средний бизнес! И опять бизнес в недоумении: какое монопольное присутствие может быть на рынке у малого предприятия? Тем не менее за-2013 год было возбуждено почти 2700 таких дел. 

Порой поведение власти по отношению к бизнесу напоминает поведение нерадивого хозяина, который считает, что чем больше овцу бить, тем больше она даст шерсти. Речь идет о налоговом бремени, а также о всевозможных проверках местных администраций и федеральных ведомств. Всего проверок в год происходит порядка 2 млн 700 тыс., а уголовных дел открывается несколько десятков тысяч. По мнению предпринимателей, для них это самая проблемная область, потому что «проверочные» вопросы труднее всего решаются и требуется больше всего ресурсов – организационных, финансовых, экспертных, профессиональных.

Что касается налогов, то, по словам министра финансов Антона Силуанова, в ближайшие годы увеличения налоговой нагрузки не будет – она и так в России больше, чем в странах с развивающимися экономиками. Министр экономического развития Сергей Улюкаев уточнил данные своего коллеги: налоговая нагрузка в России в среднем на 17% больше, чем странах Евразийского экономического союза, и на 22% больше, чем в странах БРИКС. Министр признал, что такая ситуация может свидетельствовать о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы. Нетрудно сделать вывод, что менее конкурентны и российские предприятия.

Многие российские товары, имеющие хорошие, проверенные показатели, тем не-менее очень тяжело проходят всякие государственные экспертизы. У разных государственных компаний, которые осуществляют заказы, свои собственные сертификационные центры, и в результате один и тот же товар приходится много раз сертифицировать. В мире не так: в-каждой группе стран есть один-единственный, по сути, центр и достаточно один раз получить сертификацию. В России, к сожалению, этого еще нет, и «стучавшиеся» на протяжении многих лет в различные властные структуры предприниматели вынуждены были напрямую поднять этот вопрос перед президентом.

Налоговая амнистия – хороший посыл бизнесу со стороны власти. Однако предпринимательское сообщество считает: чтобы не было причин и желания увести свой капитал в офшоры, необходимо совершенствовать уголовное законодательство по-декриминализации определенных экономических правонарушений. Иначе поток активов и капиталов опять потянется в обратном направлении. Пока же у правоохранителей в отношении экономических правонарушителей главное желание – поймать, посадить, закрыть (!) предприятие.

Игорь КРЫЛОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter