Идеологический манифест госдепа

Понадобилось более десятилетия, чтобы преданная анафеме после развала Советского Союза идеология заняла свое законное место в новых постсоветских государствах.
Понадобилось более десятилетия, чтобы преданная анафеме после развала Советского Союза идеология заняла свое законное место в новых постсоветских государствах. Конечно, сегодня она не означает возврата к единомыслию, как это было в застойные времена. Речь о системе общественных ценностей, являющихся нравственной основой нации. Парадокс: сегодня мы заново открываем "ноу-хау" идеологической работы, которую с большим размахом ведут развитые страны мира. И понятно, почему ведут, - ни одно государство не сможет защитить свои национальные интересы вне страны, если они не защищены внутри. Более того: если мы только-только обозначаем пределы государственного вмешательства в развитие и поддержку собственных общественных ценностей, другие государства развернули настоящую идеологическую экспансию в глобальном масштабе. Ярким примером тому является распространенная бюро международных информационных программ государственного департамента США статья посла Кристофера Росса. Не статья, а настоящий идеологический манифест госдепа!

"Вводную" по взаимодействию с международным общественным мнением посол Росс обосновывает солидными размышлениями об изменении облика современного мира. Если раньше государства вели диалог друг с другом, то сейчас современная дипломатия представляет собой многогранную деятельность, в которой все более заметную роль играют так называемые "негосударственные" действующие лица и иностранная общественность. Последняя война в Ираке - самый драматичный пример этого явления.

Посол Росс приходит к выводу, что американская политика сегодня нуждается в понимании и поддержке со стороны многочисленных представителей зарубежной общественности и негосударственных действующих лиц.

"Этот процесс начался с интеграции информационного агентства США в государственный департамент в 1999 году. В последнее время администрация президента США Джорджа Буша пресекла десятилетний спад в выделении ресурсов на общественную дипломатию, существенно усилив финансирование, кадровый состав и подготовку", - говорится в статье. Иными словами, в США создана серьезная государственная структура и аккумулированы немалые средства для идеологической работы. Посол Кристофер Росс излагает "семь опор" этой деятельности.

Познакомимся с ними поближе.

"Первая из этих так называемых опор - политическая составляющая, и все мероприятия общественной дипломатии, какими бы разнообразными они ни были, призваны поддерживать национальные интересы США и выполнять их международный долг. Превыше всего прочего, первой обязанностью всегда должно быть обеспечение того, чтобы иностранная аудитория понимала американскую политику, как она есть, а не в том виде, как о ней говорят другие". Сказано просто и ясно: все должны понимать иностранную политику "правильно"!..

Идем дальше. "Разъяснение политики само по себе довольно редко создает подлинное понимание, тем более активную поддержку. Поэтому Соединенные Штаты должны также полагаться на вторую опору - обоснование своей политики, ее наполнение контекстом. Такой контекст обязывает американскую политику продолжать базироваться на фундаментальных ценностях и культуре Соединенных Штатов".

А что, если другие государства имеют собственный культурный контекст? Например, арабские, европейские и американские средства массовой информации по-разному освещали войну в Ираке именно в силу различного политического контекста в этих странах...

Госдеп, конечно, заметил, что, цитирую, "многие рассматривают Соединенные Штаты как страну, насаждающую культуру, противоположную их культуре и ценностям". В таких условиях маловероятно, самокритично признает Росс, что политические обращения США вообще будут услышаны, тем более объективно оценены. Для этого посол призывает третью опору идеологии - обеспечение убедительности.

С этой целью администрация Буша учредила в Белом доме новое бюро глобальных коммуникаций. Бюро при Белом доме может определять основные направления, задавать приоритеты, координировать внешнеполитические контакты в рамках правительства и побуждать руководителей быть восприимчивыми к важности общественного мнения за рубежом. Ни дать, ни взять - международный отдел ЦК КПСС!..

Но это еще цветочки. Ягодки госдеп намеревается собрать с помощью спутникового телевидения и Интернета. Вот гвоздь инструкции Кристофера Росса по идеологической обработке масс: "Новые цифровые технологии создают беспрецедентные возможности, позволяющие брать "содержимое" - например, общее заявление или разъяснение американской политики - и "вливать" его в разнообразные емкости - от веб-страниц и публикаций по электронной почте до печатных изданий и вещательных материалов для телевидения, радио или цифровых видеоконференций".

Как пишет посол Росс, государственный департамент США давно осознал потенциал спутниковых сетей, позволяющих экспертам и должностным лицам в Соединенных Штатах формально и неформально взаимодействовать с журналистами и лидерами общественного мнения по всему миру в режиме цифровых видеоконференций. В 2002 году, например, государственный департамент провел свыше 450 видеоконференций, используя более 150 объектов, расположенных в Вашингтоне и в американских миссиях по всему миру.

Кстати, видеоконференции различных чиновников госдепа уже давно прописались в Минске, но из-за своей скучности не пользуются большой популярностью у журналистов. Впрочем, посол так не считает и пишет, что "американская общественная дипломатия добилась успеха в некоторых аспектах информационной гибкости, особенно в использовании электронной почты и веб-сайтов системы "Listserv" для обеспечения быстрой авторитетной передачи официальных текстов и транскриптов, часто в местных или региональных языковых версиях". И это еще не все. "США еще не вполне освоили обеспечение своей доли голосов в Интернете, особенно в чатах и других формах онлайнового общения, где регулярно обсуждается американская внешняя политика без официального мнения или присутствия, обеспечивающего баланс или контрапункт".

Так что берегитесь, любители чатового щебетания, госдеп идет к вам!

Один из семи столпов американской идеологии основывается на использовании средств массовой информации. Цитирую: "Соединенные Штаты должны также найти способы повторять ключевые обращения для аудиторий из двух миллионов или 20 миллионов человек по национальным и транснациональным средствам массовой информации, которые составляют пятую опору. Мы должны направлять наши обращения во все имеющиеся в нашем распоряжении коммуникационные каналы: СМИ на базе Интернета (публикации по электронной почте и веб-сайты), вещание (радио и телевидение), печатные издания и размещение материалов в прессе, выездные докладчики, образовательные и культурные обмены".

Где вы, адепты независимых СМИ, а также рыцари бескорыстных обменов - этот пассаж разрушает ваши романтические представления о международной благотворительности!..

Очередная опора идеологии, по Россу, это сила международных альянсов и партнеров из частного сектора, будь то глобальные корпорации, гуманитарные организации или живущие за рубежом американцы. Их предлагается использовать для неформального общения. "Возможно, нам никогда не удастся сравняться с массированным, порой пагубным воздействием Голливуда и поп-культуры, - с сожалением замечает "инструктор" из госдепа, - но мы можем добиться того, чтобы разнообразие нашего общества и культуры было лучше представлено зарубежной аудитории".

Благое пожелание, но, к сожалению, госдеп больше любит себя в искусстве, чем искусство в себе. 35.000 образовательных и культурных обменов, которые государственный департамент США проводит или финансирует ежегодно, имеют вполне прагматическую цель. Посол Росс пишет, что более 200 действующих и бывших глав государств, 1.500 министров на уровне кабинетов и многие другие выдающиеся мировые лидеры, работающие в органах власти и частном секторе, в свое время участвовали в крупнейшей инициативе по обменам - программе "Международные визитеры". На них возлагаются особые надежды. На этот счет следует вполне конкретное и недвусмысленное резюме статьи посла Кристофера Росса: "Основным направлением американской общественной дипломатии всегда будет обеспечение того, чтобы мы как можно более ясно и энергично отстаивали политику Соединенных Штатов".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter