Идеологическая забота

Об идеологической работе

Эта колонка — «заметки на полях» с состоявшегося на днях республиканского семинара идеологических работников. Темы государственной идеологии меня, думаю, как и многих, интересуют живо и давно. Поделюсь некоторыми мыслями.


Созданная в стране «идеологическая вертикаль»,  а также преподаватели гуманитарных дисциплин продолжают работать над поиском путей совершенствования идеологической работы. И меня занимает вопрос, как соединить теоретические наработки с практикой.


Ведь идеология, по моему представлению, такая же тонкая, часто иррациональная категория, как любовь, например. Предпочтительнее, как выражаются англичане, to fall in love (буквально: упасть в любовь), чем рассуждать о ней. Думаю, мало кто вспомнит словарное определение любви. Зато в сознании каждого живут стихи, картины, музыка, фильмы, авторы которых пытаются уловить (пережить) феномен удивительного чувства.  Конечно же, идеология — это научное понятие. Но я не представляю идеологию, «упакованную» лишь в дефиниции, без эмоций и образов. Без наития, творчества, яркой индивидуальности.


Стихи Богдановича, песни Мулявина, повседневные труды Юозаса Бульки — вот примеры классной (уж не знаю, насколько осознанной) идеологической работы. И когда молодой борисовский БАТЭ забивает гол в ворота маститого «Ювентуса» и сотни тысяч — от Бреста до Орши — обнимают друг друга и гордятся тем, что живут в этой стране, где есть вот такие ребята, — это ведь тоже идеология. Содержание учебников может позабыться (стыжусь, но сам мало что помню из университетского курса «Идеология белорусского государства»), а пережитый праздник духа всегда с тобой.


Речь, конечно, не о том, что идеологическим работникам исполкомов и предприятий следует взяться за написание патриотических романов, куплетов или устанавливать спортивные рекорды. У них ведь задачи другие: информировать население о государственной политике, быть социальными психологами, а также аналитиками... Но если говорить об идеологии как таковой, то генерировать ее следует и через образные, эмоциональные продукты. Восприятие, уверен, будет глубже, искреннее.


Замечу, что в активе у нас целая галерея уже готовых образов и идеологических слоганов. А современная эпоха постмодернизма — с ее смелой комбинацией жанров, стилей, временных пластов — открывает разнообразные возможности для использования этого наследия.


О том, как изящно и даже с юмором освежили стертый советский лозунг «Наш завод — наша гордость» на Речицком метизном заводе, я сообщал в субботнем репортаже.


А вот некоторые личные соображения.


Полтора века назад на страницах «Мужыцкай праўды» Кастусь Калиновский провозгласил: «Не народ для ўрада, а ўрад для народа!» Повторяешь эти строки — и перед глазами встает образ борца за лучшую долю для народа. Портрет образованного, мужественного и тонкого (вспомните «Марыська чарнаброва, галубка мая...») земляка, пошедшего за свои убеждения на эшафот. И совсем иначе рядом с этим образом читается наш сегодняшний лозунг: «Государство для народа!» Не канцелярским представляется он. А эхом высоких идеалов наших предков...


Со школьных лет помнится мне афоризм Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». То же, очевидно, и с идеологией. В ней есть место и возвышенным, как «Мая малiтва» Купалы, нотам. И приземленному звучанию, близкому к каждодневным людским хлопотам, как коласовская «Новая зямля». Но она не уживается с неискренностью, посредственностью и пустословием...


Призывы относиться к идеологической работе творчески, деликатно, сердечно звучали и на семинаре в Минске. И под ними я с удовольствием подписываюсь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter