Идеи социалистов становятся все более популярными в Европе

Выборы разного уровня, прошедшие в последнее время в государствах бывшего соцлагеря, не оставили в этом сомнений

Выборы разного уровня, прошедшие в последнее время в государствах бывшего соцлагеря, не оставили сомнений: политический спектр в странах Восточной Европы стремительно смещается влево. И это абсолютно новый феномен для региона, где последние двадцать лет были сильны прямо противоположные правые настроения.

Партийные парадоксы

Вообще на долю Старого Света за последние два года выпало немало испытаний. И если к протестам темпераментных греков, испанцев, португальцев, итальянцев мы уже успели привыкнуть, то равнение налево в близких нам странах Восточной Европы заставляет задуматься.

Буквально на днях Чешская социал-демократическая партия вместе с остальными левыми впервые получила конституционное большинство в верхней палате парламента. “Граждане Чехии ясно показывают, что они хотят политику социальных демократов... Мы поднимем доходы бюджета путем повышения налогов для больших корпораций, а для маленьких фирм введем меньшие налоги”, — обещает лидер левоцентристской оппозиции Богуслав Соботка.

К “левому маршу” чехов подключились соседняя Словакия, Румыния и наша соседка Литва, где на прошедших 14 октября выборах Партия труда и социал-демократы набрали в совокупности более 40 процентов голосов, значительно опередив правых оппонентов. Тем самым избиратели “наказали” правительство Андрюса Кубилюса за сокращение пенсий и зарплат. Спокойнее пока в Польше, но и там ведущая оппозиционная сила — консервативная партия “Право и справедливость” Ярослава Качиньского — все чаще берет на вооружение социальную риторику.

На фоне экономических трудностей социалистические настроения растут и в странах, считающихся “эталоном демократии”. Чтобы выкарабкаться из трясины долгов и забастовок, правящие партии и правительства вынуждены идти на непопулярные, жесткие меры экономии и урезание госрасходов, что вызывает возмущение людей. Весной нынешнего года социалисты победили на выборах во Франции. А на днях в Лондоне крупнейшие профсоюзы страны и организации левого толка организовали самые массовые в этом году протесты под лозунгами “нет сокращениям”, “позор политике тори” и “Кэмерон убил Великобританию”. За последние четыре года госдолг Великобритании увеличился с 45 до 66 процентов ВВП. Впервые за сорок лет экономика страны в начале этого года сокращалась в течение двух кварталов подряд.

Как видим, падение популярности правых становится все более ощутимым и вполне логичным явлением. И все бы ничего, но парадокс ситуации в том, что смена политической ориентации европейских стран увеличивает разногласия в Евросоюзе и мешает выработке единого курса по выходу из долгового кризиса.

Куда качнется украинский маятник?

В это воскресенье отправятся на избирательные участки и граждане Украины. Нынешние парламентские выборы там проходят по смешанной системе: депутатов выбирают и от партий, и по мажоритарным округам.

Выиграет ли от этого рядовой избиратель — большой вопрос: эксперты констатируют соревнование не столько идей, сколько кошельков. В борьбе за голоса кандидаты не скупятся на солидные гонорары именитым зарубежным политтехнологам. Расценки впечатляют: раскрутка имиджа того или иного кандидата обходится от 10 тысяч до 600 (!) тысяч долларов в месяц (все зависит от стажа политика).

По данным различных опросов, в Верховную Раду точно проходят пропрезидентская Партия регионов, Всеукраинское объединение “Батькивщина”, возглавляемый боксером Виталием Кличко УДАР (Украинский Демократический Альянс за Реформы) и Компартия.

Но особенность украинских выборов в том, что в отличие от стран ЕС градация на “правые—левые” здесь большой роли не играет, тем более что предвыборные программы основных партий во многом схожи: все обещают добиться экономического роста, повысить зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты, реформировать системы образования и здравоохранения. На самом деле в основе их противостояния — политические факторы.

Во-первых, страна до сих пор крайне неоднородна. В западных регионах значительную поддержку имеют националистические и ультраправые партии, а, например, в Севастополе перед футболом и после него патриотично распевают: “Севастополь, гордость русских моряков”. Однако политические “грабли” Майдана уже не столь привлекательны, как прежде, и абсолютное большинство украинцев желают, чтобы политики от слов перешли наконец к делу. “Главной проблемой для страны станет получение оппозицией большинства мест в парламенте, — отмечает экс-глава Нацбанка, а ныне один из провластных кандидатов в депутаты Сергей Тигипко. — Это означает, что мы опять как минимум на пять лет уйдем в распри, междоусобицу между правительством, парламентом и президентом”.

Во-вторых, пришло время четко определиться с вектором интеграции Украины. Экономика страны серьезно пострадала в последние годы, отчасти из-за усугубления кризиса в Евросоюзе, отчасти из-за критических цен на российский газ — в этом году более 430 долларов за тысячу кубометров. У правительства Виктора Януковича серьезные долги и все меньше политического взаимопонимания с Западом. Плюс сокращается товарооборот с Европой, где продолжается рецессия. “Единственное направление, в котором мы можем искать финансовой поддержки, — это Россия”, — делает вывод Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Но пересмотр газовых соглашений с Россией, скорее всего, невозможен без вступления Украины в Таможенный союз. “Россия, Беларусь и Казахстан — это крупнейшие торговые партнеры Украины, и именно из-за неучастия в Таможенном союзе Украина проигрывает экономически. Не случайно сегодня средний уровень жизни в стране, ВВП на душу населения в среднем втрое ниже, чем в любой из стран Таможенного союза. Объективно Украина должна интегрироваться. Но субъективно украинская элита устремлена на Запад и интересуется проблемами тесной интеграции с Европой больше, чем с Россией и Беларусью”, — отмечает руководитель фонда “Политика” Вячеслав Никонов. По мнению экспертов, от результата нынешнего голосования во многом зависит будущее Украины. Оно предопределит ее внешнеполитические приоритеты, отношения с Западом, и, быть может, исход президентских выборов 2015 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter