Почему банки начали активно охотиться за стартапами

Идеи оптом и в розницу

Банкам пророчат скорое вымирание. Монстры глобальной IT-индустрии и сетевого ретейла агрессивно захватывают финансовый рынок, создают собственные платежные системы, платформы, сервисы… И все чаще безжалостно вычеркивают из цепочки «покупатель — продавец» классические финансовые учреждения как совершенно ненужных посредников. Конечно, финансистов голыми руками не возьмешь, они сопротивляются, но в глобальном измерении технологическую революцию многие проспали и уже вряд ли смогут догнать ведущие IT-корпорации по уровню развития. Тем более, последние на корню скупают по всему миру новые идеи. Но наш банковский сектор, на удивление, оказался весьма расторопным. Он не сопротивляется технологической революции, а элегантно возглавил процесс ухода финансов в онлайн.

Финансисты станут программистами


Редкое мероприятие, так или иначе связанное с IT, нынче обходится без банкиров. Они выступают партнерами, спонсорами, учреждают премии и стипендии талантливым и перспективным, сидят в жюри… Причем не просто пиарятся, отдавая дань моде повальной информатизации, а вдумчиво всматриваются в проекты и молодых их исполнителей. В отличие от многих других стран сегодня именно банкиры являются главными охотниками за стартапами. Естественно, если рассматривать исключительно внутренних инвесторов. В других государствах финансисты тоже держат руку на пульсе технологий, но по своему погружению в тему значительно проигрывают IT-сектору и другим компаниям нефинансового основного профиля. Банки стали чуть ли не главным драйвером стартап-движения. Опять же если не брать в расчет зарубежные венчурные компании, которым тоже нравятся идеи наших программистов. 

Во время прошедшего в конце апреля финтех-хакатона директор департамента электронных каналов сопровождения и продаж «Приорбанка» Сергей Лазюк откровенно признался: такие мероприятия — инструмент поиска стартапов-бриллиантов. Тех проектов, которые «смогут заработать свои миллионы, сформировать экосистему, позволят развиваться банкам». 

Судя по всему, поиск драгоценностей протекает весьма успешно. Тот же «Приорбанк» уже внедрил, например, систему идентификации по голосу. Если раньше у клиента при связи с контактным центром уходило полторы минуты, чтобы зачитать оператору все свои данные, то теперь весь процесс укладывается в 20 секунд. Классно, конечно, но в чем, как говорится, кайф для пользователя? Ладно, могу понять экономию времени, когда платежи совершаешь со смартфона, не вставая с дивана, а не топаешь в кассу, стоишь в очереди, тратишь около часа… Экономия драгоценного времени и сохранение подметок очевидны. Но разница между 90 и 20 секундами не столь фатальна. Сергей Лазюк философски пожимает плечами: бог его знает, по какому вектору пойдут развиваться технологии будущего. Скажем, в Бразилии очень популярны банкоматы, которые для подтверждения операции требуют не пин-код, а отпечаток пальца. Миллионы местных жителей в восторге от такой технологии. Почему? Наверное, это — одна из самых больших загадок современности. 

Самое главное — поведение людей


Впрочем, психологи эту тайну давно описали и раскрыли, а теперь ею активно пользуются маркетологи. Испокон веков людей тянуло к чему-нибудь сложному, необычному, интересному, космическому. Пускай оригинальное и непонятно, даже не совсем практично, но прикосновение к чудесам цивилизации и технологического прогресса греет душу даже самых закоснелых обывателей. А что уж говорить о молодежи, да и о людях среднего возраста — самой активной и перспективной для финансовых услуг прослойки населения? Тянет, тянет их к неизведанному. И все наперебой, в том числе и банкиры, стараются предложить что-нибудь свеженькое и незаезженное. И рыскают в поисках новых идей.

Фото cspo.ru

Приходится шевелиться, ибо в финансовом секторе классический маркетинг уже не работает. Точнее, пробуксовывает. К своему удивлению, это обнаружил на презентации новой пластиковой карточки ComPass. Неожиданно интересный продукт, буквально напичканный различными бонусами: возврат средств при расчетах, возможность копить баллы и расплачиваться ими за авиабилеты и гостиницы, скидки и бесплатные услуги по линии экстренного автосервиса… Только стоит такой пластик 25—350 долларов в эквиваленте в зависимости от наполнения функционалом. Не очень-то и дешево. По идее, за счет преференций эти деньги можно отбить, но первоначальные инвестиции достаточно существенные для стандартного клиента. Понятно, продукт не массовый, но огорошил заместитель председателя правления БПС-Сбербанка Олег Бородко: доходы и платежеспособность клиента сегодня уже не являются самым определяющим фактором для продвижения услуг. Самое главное — поведение людей. Говоря проще, миллионера-домоседа совершенно не заинтригует предложение, которое с руками оторвут любители путешествий среднего достатка. 

Впрочем, вычислить привычки имеющихся и потенциальных клиентов, как говорится, половина беды. В конце концов, CRM-системы, отслеживающие в автоматизированном режиме предпочтения клиентов, известны уже лет тридцать, совершенствуясь чуть ли не каждый божий день. Поставщики финансовых услуг постепенно сегодня упираются в другую проблему: огромное разнообразие предложений. На любой вкус и кошелек. Но у простого смертного глаза разбегаются: большинство-то из нас живут, что-то покупают, где-то тратят деньги и не особенно задумываются о своем потребительском поведении. Точнее, его попросту не фиксируют. А когда современные бонусные программы по тем же пластиковым картам распространяются на сотни и тысячи партнерских магазинов и организаций, плюс разнообразные дополнения в виде временных скидок, возможностей рассрочки и других «вкусняшек», голова идет кругом, если в ней не заложено профессиональное бухгалтерское образование. Впрочем, Олег Бородко не исключает, что не за горами выход на массовый рынок интерактивных приложений, которые будут вести учет личных трат людей и анализировать финансовые предложения с точки зрения их потребностей. Впрочем, что выведет на рынок такого помощника и профинансирует его разработку, собеседник ответить затруднился. Возможно, спонсорами проекта снова выступят банкиры. 

Альтернативы нет


Будем совершенно откровенны — если не банкиры, то больше некому выступать в роли спонсоров. Успех банковского сектора на IT-поприще объясняется не только их высоким интеллектуальным развитием и провидческими способностями, но и спецификой страны. Отыскать стартап — половина дела, но надо профинансировать его доработку, внедрить в жизнь. Это — весьма приличные инвестиции. Больших и сильных IT-корпораций, которые бы активно скупали малышей для выхода в новые сферы бизнеса, у нас, по сути, нет. Замечательные и коммерчески успешные проекты, разработкой которых мы гордимся, сами удачно продались зарубежным инвесторам. Крупные торговые сети и операторы присутствуют, как и коммуникационные компании, но они не настолько мощные и объективно богатые, чтобы распыляться деньгами на смежные отрасли. Так было раньше, в тучные времена, а нынче эти фирмы сами ищут, у кого бы перехватить, чтобы решить финансовые проблемы. Конечно, всегда остается вариант крупных транснациональных игроков. Но для них наша страна — слишком маленький рынок. И слишком непростой: весьма консервативное законодательство и политика Нацбанка сдерживают резкие прорывы на отечественном финансовом рынке. Учитывая чужой опыт, возможно, поступательное развитие — не самый плохой путь. К примеру, Китай по ряду направлений был впереди планеты всей, но когда реально оценил результаты стремительного внедрения некоторых инноваций, несколько дал задний ход. 

В итоге чуть ли не единственными реальными инвесторами у высокотехнологичного сектора оказались банкиры. При всем богатстве потенциального выбора, другой реальной альтернативы нет. И в этой особенности нет ничего принципиально негативного. В целом-то мы движемся в мировом тренде. Только если в Европе, США и той же России IT- и коммуникационные компании захватывают все большую часть рынка финансовых услуг, то у нас банки постепенно трансформируются в высокотехнологичные компании. 

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter