«Главная ошибка — думать, что ваша идея уникальна». О чем нужно знать начинающим стартаперам

Идеи на выход

Судя по хрестоматийным желаниям литературных героев, многие из них, особенно не хватавшие звезд с неба, хотели иметь свой свечной заводик. Но времена меняются. Мечты о небольшом, но стабильном доходе уступают место грезам об успешном стартапе, который охватит всю планету. Интерес подпитывают громкие истории успеха: на слуху Uber, Airbnb, а узкие специалисты могут назвать десятки удачных проектов в сфере медицины, электронной коммерции, финансов и других отраслях. Но не стоит думать, что инновационный бизнес — удел программистов и инженеров. Генерировать прорывные идеи, которые сделают мир лучше, можно и без глубоких технических познаний. Алексей Шабловский, директор Центра поддержки предпринимательства “Стартап технологии”, поделился несколькими принципами, следуя которым погружение в мир стартапов пройдет проще и быстрее.

Правило 1. Всегда ищите возможности

Основная проблема белорусских стартаперов — отсутствие навыков ведения бизнеса. Начинающие предприниматели зачастую не видят многих возможностей. Хотя как раз в этом и заключаются ключевые компетенции человека дела: видеть шанс и использовать его с выгодой. Многие новички, особенно в среде стартапов, считают, что деньги к ним будут приходить сами: достаточно иметь хорошую идею и мир падет к их ногам. Это не так. Даже самую хорошую идею нужно доносить до потребителя и показывать ему, что это решает его важную проблему. А это большая работа и затраты ресурсов. К этому надо быть готовым.

Правило 2. Не прячьте свою идею

Стартап, как правило, начинается с идеи. Автор начинает много думать о ней, анализировать, собирать информацию, общаться с людьми и выяснять их отношение к задумке. Цель — накопить данные, которые помогут представить путь от идеи до ее реализации в конечном продукте.

И здесь нередко кроется распространенная ошибка. Часто ребята думают, что они создают нечто совершенно уникальное. А значит, это нужно от всех скрывать и разрабатывать проект в одиночку или очень малой командой. Иногда, действительно, бывает, что первую версию продукта можно создать небольшой командой или даже силами одного человека, но чаще всего нужна группа специалистов из различных отраслей. Если же автор прячет проект, он теряет возможность получить обратную связь и упускает шанс быстрого развития. В конечном итоге может разработать не совсем то, что нужно рынку, а в крайнем случае — то, что вообще никому не нужно. И это не отдельный случай, не чья-то глупость, а очень распространенная ошибка. Печалит то, что на одни и те же “грабли” наступают очень многие команды проектов, просто потому что им не хватает опыта.

В то же время бывают ситуации, когда популяризовать продукт на стадии идеи не рекомендуется. Мы даем четкие рекомендации, что делать. Обычно речь идет о случаях, когда есть исследования, подтверждающие то, что гипотеза верна, однако существует риск того, что конкуренты выпустят продукт раньше. В таком случае лучше разработать продукт, запустить его и уже потом продвигать. Но все же большинство проектов нуждается в том, чтобы получать обратную связь еще на начальных этапах, иначе они не развиваются.

Правило 3. Соберите хорошую команду

Два ключевых фактора успешного стартапа — сильный лидер и команда. Начнем с лидера. Его главные навыки — умение собрать единомышленников и организовать их работу, способность анализировать рынок и общаться с партнерами, менторами. Руководитель проекта должен уметь ставить правильные задачи и доводить их до команды. Иначе дело не будет двигаться в нужном направлении. Члены команды будут разочарованы и покинут стартап.

Неправильный подбор команды — еще одна распространенная ошибка. Трудиться над проектом должны люди со схожими ценностями. Они должны уметь совместно работать над решением проблем.

Что касается профессионального аспекта, состав команды — минимум два человека. Технический специалист, который будет отвечать за разработку продукта. И предприниматель, который займется построением компании. У него есть видение, как проект будет развиваться, каковы стратегия, маркетинг и другие аспекты бизнеса. Хорошо бы иметь маркетолога, который будет отвечать за продвижение продукта, за то, чтобы он был нужен потребителям, нравился им.

По мере развития проекта все эти условные отделы нужно усиливать. Например, понадобится больше программистов, если речь идет об ИТ-стартапе: один будет заниматься разработкой под Android, второй — под iOS, третий будет настраивать сервер и так далее.

Как собрать команду? Обычно основатель поэтапно находит нужных людей на различных мероприятиях. Есть небольшие ИТ-события — митапы, есть крупные конференции различных тематик. Также существуют специальные мероприятия, которые проводятся для создания команд, — хакатоны. На них собирается довольно большое количество участников из различных сфер — 50 и более. Есть организаторы команды — они предлагают присоединиться к ним для создания проекта. На площадке ребята работают двое суток, а в конце должны представить продукт — то, что уже имеет некую ценность и может быть монетизировано.

В целом, при поиске членов команды главное — общаться с разными людьми и присматриваться, насколько у них схожие интересы, состоялись ли они в профессиональном плане, какие у них личностные характеристики и качества, необходимые для реализации проекта.
На этот год у нас запланировано 265 стартап-мероприятий — такие цифры приводят в Министерстве экономики. А это значит, что есть почти три сотни возможностей получить ценные знания и завести полезные знакомства
Правило 4. Не отказывайтесь от помощи

На мероприятиях находят не только членов команды, но и менторов — тех, кто будет наставлять по вопросам ведения бизнеса. Менторство — очень важный институт развития стартапов. Но, чтобы качественно наставлять проекты, нужно самому обладать большой экспертизой, а в Беларуси опыта успешных стартапов пока немного. И все же у нас появляется прослойка профессиональных менторов — это люди, которые уже имеют не просто опыт в бизнесе, а опыт венчурного инвестирования. Они прошли практику в акселераторах за рубежом, и знают методику работы со стартапом. Их функция — ускорить развитие проекта. Акселераторы, по сути, выполняют ту же роль. Это специальные организации, где стартап может получить экспертную поддержку и инвестиции, члены команды имеют возможность пройти обучение. Я не сказал бы, что сегодня у нас есть акселераторы, — нужно ехать за рубеж. Так что нашим стартапам лучше изначально озаботиться тем, чтобы собрать себе хорошую команду менторов, которые помогут проекту расти быстрее.

Правило 5. На старте ищите не инвесторов, а партнеров

Найти деньги на реализацию проекта в Беларуси можно. Но подходить к этому нужно вдумчиво. Зачастую на первых порах необходимо искать не инвесторов, а партнеров — иногда они могут профинансировать проект, но главное — дать ценную информацию, связи. К примеру, зачастую стартапу нужны средства для разработки. Лучше не искать сразу большие инвестиции, а попытаться найти партнера, который возьмет на себя эту часть работы над проектом. И только потом, когда будут первые результаты, искать уже непосредственно деньги.

Для наших стартапов такой источник финансирования — это чаще всего частные инвесторы, или бизнес-ангелы. Я рекомендовал бы обращаться не в институты развития, а к ним — людям, создавшим не один, не два и не три бизнеса и имеющим опыт инвестирования в стартапы.

Профессиональных белорусских бизнес-ангелов можно пересчитать на пальцах. Так что искать инвестора нужно не только в Беларуси, но и за рубежом, в первую очередь, в сопредельных странах на похожих рынках. В пользу зарубежных бизнес-ангелов говорит и тот факт, что наши инвесторы вкладывают небольшие суммы и, как правило, не готовы активно участвовать в проекте. А, к примеру, в сфере ИТ-стартапов идет ориентир на большие рынки — бизнес должен масштабироваться. Да и в дальнейшем для производства программных продуктов мирового уровня и их продвижения на западных рынках нужны большие инвестиции — сотни тысяч или миллионы долларов. У нас вы вряд ли найдете такие деньги, а опыт общения с иностранным инвестором еще на первых этапах в перспективе очень пригодится.

Анна КРЫЛОВА

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter