Завоевав плацдарм на новом рынке сбыта, за него не только нужно цепляться зубами, но и наращивать присутствие

Идеальный силуэт рынка: 30-30-30

Где нас ждут с продукцией, кто не пустит к себе ни за что и куда еще мы не дошли?
НЕСМОТРЯ на то что нашим основным торговым партнером по-прежнему остается Российская Федерация, на долю которой приходится более 40 процентов экспорта, сегодня Беларусь поддерживает торговые отношения с 180 государствами мира. Европейский союз, куда направляется больше трети белорусских товаров, здесь на втором месте. 


В СЕЛЬСКОМ хозяйстве тоже основной торговый партнер — Россия. Но вот процент поставляемого туда экспорта не в пример больше — порядка 94. А это значит, что вопрос диверсификации рынков сбыта для АПК стоит наиболее остро. 

Ситуация усугубляется нестабильным экономическим положением страны-соседки. Результат не самый приятный: в 2015 году мы недополучили от экспорта сельхозпродукции около миллиарда долларов. Писали об это много, повторяться не буду, подведу лишь итог.

При всем этом несправедливо было бы забыть, что тот объем экспорта в 4,4 миллиарда долларов, который получил АПК в прошлом году, хоть и ниже по сравнению с 2014-м, но выше на треть в сравнении с 2010-м. То есть поступательное движение налицо, да и внешнеэкономическое сальдо у аграриев в плюсе, тогда как многие другие отрасли об этом могут только мечтать. 

И тем не менее проблема существует. Российский рынок сегодня нестабилен, и, как предрекают аналитики, ситуация в ближайшее время не улучшится. Выход видится в одном: чем больше торговых партнеров в разных странах мира — тем для АПК лучше. Отсюда и ориентир, который дает Минсельхозпроду государство: порядка 30 процентов продукции продавать в страны ЕАЭС, столько же — в ЕС и третьи государства. 

Но… ждут ли нас там? Не так давно первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич обрисовал основные проблемы, с которыми сталкиваются наши экспортеры. Во-первых, необходимость ветеринарных сертификатов на поставки продукции. Пока  этот документ имеют только 10 производителей. Во-вторых, таможенные пошлины, с помощью которых страны ЕС защищают свой рынок. Плюс переизбыток продовольствия, связанный с российскими санкциями. Западные производители, которые раньше жили за счет поставок своей продукции в Россию, вынуждены демпинговать, чтобы найти новые рынки сбыта у себя дома или у ближайших соседей. 

ОДИН из десяти производителей, чьим товарам открыт путь в Евросоюз, — ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Заместитель директора по коммерческой деятельности Елена Шакалида вспоминает, через какие тернии пришлось пройти, чтобы проторить дорожку на Запад:

— Процесс получения ветеринарного сертификата длительный и дорогостоящий. У нас это заняло порядка трех лет, так как требовалась модернизация производства. Не внушают оптимизма и пошлины. Например, пошлина на сыр — примерно 2 евро за килограмм. А средняя цена на него — от 3 до 3,5 евро. В итоге если отнять затраты на доставку и таможенную пошлину, то получается, что фактически мы должны отгружать продукцию в ЕС бесплатно. 

Но разве кто-то говорил, что будет легко? Достижение паритета рынков сбыта, заветные «30-30-30», увы, дело не одного года, но и нереальными эти цели не назовешь. Руководители крупных агрохолдингов и передовых хозяйств и сами прекрасно понимают важность диверсификации экспорта. И предпочитают действовать, налаживать новые партнерские связи. Так, ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» активно торгует с Россией, Казахстаном, но при этом налаживает отношения и с другими странами, рассказал заместитель гендиректора по коммерческим вопросам Александр Кулинко:

— Недавно в Австралию направили пробные партии ржаной муки для выпечки черного хлеба. Для них это очень интересное предложение, поскольку такого хлеба в Австралии нет. 

Продукция ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» тоже продается в разные уголки земного шара: в Иран, страны Африки, на Кубу. И это при том, что и в соседней России как реальных, так и потенциальных партнеров достаточно. Делегации Орловской, Челябинской, других областей РФ — частые гости в хозяйстве. Активная работа с клиентами приносит свои плоды: только за 2015 год организация получила порядка 215 миллиардов рублей чистой прибыли. 

У каждой организации — свой рецепт привлечения покупателей. Например, в ОАО «Беловежский» предпочитают один раз попробовать, чем сто раз услышать, утверждает гендиректор Юрий Мороз: 

— Мы стараемся участвовать во всех сельхозвыставках, которые проходят не только в Беларуси, но и за ее пределами. И обязательно представляем там весь спектр продукции. Предлагаем клиенту, образно говоря, попробовать кусок мяса, а не рассматривать его на рекламном буклете. Это, поверьте, гораздо действеннее. В сельхозфилиале «Весна-энерго» РУП «Витебскэнерго» уповают на современные технологии, рекламу в интернете и добросовестное сотрудничество: 

— Не однажды случалось так, что наши постоянные клиенты приводили к нам новых. А это говорит о качестве продукции, о своевременном выполнении нами обязательств. Если с организацией комфортно работать, то с ней не просто будут сотрудничать, ее будут рекомендовать своим партнерам, — высказывает свою точку зрения директор филиала Андрей Никифоров. 

СПОСОБСТВУЕТ налаживанию новых контактов и международная специализированная выставка «Белагро», уверены аграрии. Приезд 517 компаний из Австрии, Беларуси, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, России, США, Турции, Франции, Чехии, Китая, Эстонии и еще десятка других стран — отличная возможность найти надежных деловых партнеров. 

Представители белорусских организаций и сами отправляются за океан для переговоров. Вспомнить хотя бы поездку нашей делегации в ОАЭ в начале этого года. Помимо работников министерства, вопросы доступа белорусской сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынок Эмиратов обсуждали с партнерами из ОАЭ руководители ОАО «Гродненский мясокомбинат» и ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».

По информации Минсельхозпрода, ОАО «Савушкин продукт», «Молочный мир», «Лидский молочно-консервный комбинат», «Глубокский молочно-консервный комбинат» в этом году впервые участвовали в крупнейшей в регионе Персидского залива Международной выставке в области сельского хозяйства, продовольствия и продуктов питания Gulfood-2016.

В планах — проведение национальных выставок за рубежом: в Боливии, Вьетнаме, Германии, Грузии, Индии, Иране, ОАЭ, Японии и других странах. Кстати, многие специалисты оценивают Японию как весьма перспективного партнера для нашей страны. По статистике, это одна из наиболее импортоемких стран в мире в сельскохозяйственной сфере. При этом с неоспоримо прочными финансовыми возможностями. Есть потенциал для развития взаимоотношений с африканским континентом. В этом году запланированы значительные поставки молочных продуктов в Индонезию. Планируется массированное наступление и на китайский рынок. 

Как показывает опыт, планы имеют обыкновение осуществляться. Только в прошлом году 12 стран мира впервые открыли для себя нашу сельхозпродукцию. Это Австралия, Афганистан, Великобритания, Индия, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия, Нигер, Филиппины, Словения... Конечно, при всем этом экспортеры не должны забывать, что пробиться на новый рынок — еще полдела. Его надо удержать. И только высокого качества продуктов для этого недостаточно. На руку играет все: конкурентоспособная цена, широкий ассортимент, учет гастрономических пристрастий потребителей в странах-импортерах и, конечно, беспрестанное развитие. Борьба за внешние рынки — дело, требующее времени, небанальных маркетинговых решений и серьезных капиталовложений. По силам ли это аграриям? Уверена: да. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter